Положение «тайцзиши»

Раздел 1. Урок 3.

Смотрите также перевод беседы профессора Мэнь Хуэйфэна «О стоянии столбом».

Из положения уцзиши перемещаем ноги на ширину плеч, как показано на верхних рисунках урока 2, раздел 1.

На рисунках ниже изображен профессор Мэнь Хуэйфэн, то, как он выполняет тайцзиши.

     

Из положение с поднятыми руками происходит формирование кольца руками, что видно на серии рисунков вверху, с одновременным оседанием вниз. Расстояние между кончиками пальцев рук равно ширине Вашего кулака! Не больше и не меньше. Это оптимальное положение для формирование усилия пэн в кольце рук.

Таким образом сформировано положение тайцзиши, в котором необходимо находиться не менее 10 минут.


Из беседы профессора Мэня о положении тайцзиши и столбовой работе:

  • Говоря об упражнении чжачжуан (стояние столбом), то это уникальное упражнение в ушу. Существует такое выражение: «тренируя кулак, тренируй стояние столбом, накапливай силу». Поэтому перед тем как начинать тренировать кулак, стояние столбом должно быть самым главным упражнением.
  • Упражнение стояние столом имеет много разных названий. Кто-то называет его круглое стояние, кто-то стояние обнимающего шар. Названия разные, но суть одна. Только если говорить о тайцзи, то главная цель этого упражнения тренировка внутреннего, тренировка трех основных требований. Что касается других школ, применяющих это упражнение, то там оно может использоваться для тренировки внешнего.
  • Именно находясь в правильном стоянии, когда дыхание через дяньтянь, в ногах есть укоренение, когда сила соберется в руках, обнимающих шар, и при условии полного расслабления можно ощутить особую силу в руках, т.е. когда разводишь руки и не можешь развести, когда хочешь их сжать и не можешь – это и называется сила тайцзи!
  • Кроме того, цзинь (энергию, силу) нельзя называть ли (силой), потому как сила-ли – это некий предмет имеющий силу, направление, применение. Что касается энергии-цзинь, то она очень нестабильная, у нее не постоянного места, она меняется от вращения. При малейшем круговом вращении руки она появляется и так же легко пропадает от вращения. Это очень важная техника. Как ее тренировать? Стоять столбом.

Опишем состояние тела в положении тайцзиши поэлементно:

  • Равномерное распределение веса тела. Вес тела распределяется таким образом, чтобы обе стопы (правая и левая) были одинаково загружены. В пределах каждой стопы также необходимо равномерное распределение веса тела. Это означает, что одинаково загруженными являются: центр пятки, центральные точки подушечек стопы у большого пальца и мизинца, а также подушечки пальцев которые слегка поджаты. Обращаем внимание читателя, что чем точнее осуществлено подобное «равномерное» распределение веса, тем более глубоким может быть расслабление ног. Важно, что в «равномерной» загрузке участвуют и пальцы ног аналогично положению уцзиши из урока № 1.
  • Колени и бедра расслаблены. Необходимо расслабить колени, тазобедренный сустав, а также переднюю и внутреннюю поверхность бедер. Расслабление суставов достигается ментальным усилием, а расслабление внутренней и передней поверхности бедер напрямую связано с «равномерностью» распределения веса по предыдущему пункту. Вместе с тем, присутствует легкое распирающее усилие коленных суставов в стороны так, как будто между ними находится пружина, которая распирает коленные суставы в стороны.
  • Тонус ануса. Необходимо поддерживать в тонусе, не напрягая специально, мышцы ануса, что связано с необходимостью воздействовать в процессе дыхания на барорецепторы кишечника. Состояние ануса, передней стенки живота и диафрагмы как целостной системы воздействия на барорецепторы брюшной полости будет исследовано и промоделировано нами в следующей работе. При правильном распределении веса в пределах стоп, тонус ануса формируется автоматически.
  • Состояние поясницы и живота. Необходимо сначала полностью расслабить живот таким образом, чтобы он «выкатился» вперед и «стек» вниз, образуя в области солнечного сплетения небольшую впадину, которая легко пальпируется. После этого расслабляем поясницу, а крестец подаем слегка вниз — вперед. Сохраняя впадину в области солнечного сплетения и ощущение «стекшего» вниз живота, переднюю стенку живота приводим в тонус, таким образом, что поясничный отдел позвоночника (в области точки акупунктуры мин мэй) выпрямляется назад.
  • Всплытие позвоночника. Сохраняя кинестетическое внимание в области живота, представляем, что весь позвоночник выше поясничного отдела, включая «макушку», в каждом звене одновременно всплывает верх. Это можно представить таким образом, что Вы находитесь с головой в жидкой среде, а весь позвоночник выше даньтяня, как поплавки на леске, всплывает вверх одновременно каждым своим звеном. В результате возникает как бы независимое от Вас намерение выпрямить и грудной, и шейный отделы позвоночника.
  • Спина и грудная клетка. Грудная клетка расслаблена, а спина в результате слегка растянута, что достигается легким усилием в ключицах, направленном от шеи в сторону плечевых суставов.
  • Плечи, локти, запястья. Плечи опущены и одновременно выдвинуты слегка из плевых суставов вперед. При этом плечи одновременно и «не безвольны, и не квадратны». Локтевые суставы расположены так, что Вы ощущает в них легкое «распирающее» усилие в стороны – вниз, к локтям как будто подвешено по небольшой гирьке. Запястья осажены. В данном положении это означает, что ментальным усилием запястья слегка «натягиваются» вперед – наружу от тела. Кончики пальцев обращены друг к другу, расстояние между кончиками пальцев равно ширине Вашего сжатого кулака. Общее ощущение в руках, как будто Вы держите руками большой шар.
  • Зубы, язык, взгляд. Челюсти сомкнуты без напряжения коренными зубами, язык подвернут вверх и слегка касается кончиком места перехода десен в небо. Взгляд направлен прямо — вперед — слегка вниз, так что взгляд проходит в центре между указательными пальцами обеих рук и упирается в землю на расстоянии метров 12-15 от Вас (т.е. под углом примерно 150 вниз от горизонта). Точнее даже, не взгляд, а центр поля зрения; веки не напряжены и слегка прикрыты. Зрение деконцентрировано. Вы видите все, не концентрируясь ни на чем. Слух деконцентрирован. Вы слышите все вокруг, ни на чем не концентрируясь.

Общее интегральное Ваше состояние в данном положении тайцзиши как одновременно: во-первых, «большого упругого шара», который при любом надавливании, в том числе и на макушку сверху вниз, пружинит, а, во-вторых, шара, в котором существует структура пяти луков, т.е. ноги, позвоночник и руки слегка натянуты и представляют из себя единый натянутый упругий «каркас». Если в процессе выполнения упражнения Вы почувствуете зажимы, то не прекращайте выполнение упражнения, почувствуйте в области зажима собственный пульс и постарайтесь расслабиться.
Диафрагма по-прежнему находится в тонусе и немного давит вниз. Как говорят китайцы: «пусть ци заполнит диафрагму до предела». При этом кинестетическое внимание сосредоточено в животе и есть чувство «наполненности» и стекания живота вниз так, что в солнечном сплетении образуется небольшая впадина. Сохраняются тонус диафргамы и впадина на солнечном сплетении. Поясничный отдел позвоночника выпрямлен за счет тонуса диафрагмы, как будто «поджат» вперед — вниз «хвост».     В данном положении тайцзиши необходимо находится не менее 10 минут за один сеанс. Если заниматься только данным «стоянием», то необходимо набрать примерно за полгода общее время нахождения в данном положении не менее 40 часов. Кроме того, необходимо особенно на начальных стадиях тренировки периодически проверять выполнение выше перечисленных требований. В частности, равномерного распределения веса особенно в пределах каждой стопы и связанного с этим расслабления бедер, расслабленности поясницы, тонуса ануса и «выпрямленности» поясничного отдела позвоночника, а также «всплытия» всего позвоночника выше поясницы и вплоть до «макушки».
Мы рекомендуем следующую последовательность тренировки в последовательности уцзиши, циши, тайцзиши. Принять положение уцзиши и находиться в нем 3-5 минут (желательно 10 минут). Затем непосредственно из уцзиши переходить к выполнению циши, а затем переходить непосредственно к положению тайцзиши и находиться в нем не менее 10 минут. По традиционным китайским воззрением описанная выше тренировочная последовательность является основой для постановки «энергетики» ТЦЦ, и без ее наработки дальнейшее изучение техник превращается в подобие «художественной гимнастики» — может быть и красивой, но не подкрепленной «энергетической структурой» тела.


На рисунках внизу показан выход из положения тайцзиши и возврат в уцзиши. Поворачиваем руки ладонями вниз и давим ими, одновременно встаем и «тянемся макушкой к небу». Здесь существует два противоположно направленных усилия (намерения) руки давят ладонями вниз, а макушка одновременно тянется к небу вверх, и все это происходит на фоне процесса вставания из «сидячего» положения
Можно сказать и так: в процессе выпрямления ног и наряду с этим процессом присутствуют два противоположно направленных усилия — руки давят ладонями вниз, а макушка одновременно тянется к небу вверх. В завершении — возвращаемся в положение уцзиши.