Положение Уцзиши

Раздел 1. Урок 1. 


Вот, что писал Сунь Лутан о практике «положения» Уцзиши: «Чувство торжественности, которое вырабатывается в вашей практике стойки медитации У-цзи, поможет избежать засасывания обыденностью. И из человека, гонимого обстоятельствами, вырастет хозяин своего будущего. Памятуя о том, что все имеет свою причину, научитесь жить, не вредя чужому настоящему и своему будущему» — Абаев Н. В., Горбунов И. В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. — Новосибирск: Наука, 1992. — С. 16.

 

 

Положение Уцзиши — это почти как стойка смирно в армии, но с очень существенными отличиями. Стоим, ноги вместе, обязательно носки и пятки касаются друг друга. Кончики пальцев рук прижаты к боковой поверхности бедер (к средней линии бедра средним пальцем), подмышками сохраняем свободное пространство, голеностопные суставы, колени не напряжены и естественно округлы.

Если Вас в этом положении нажимать сверху на макушку, то ноги сами собой пружинят и компенсируют все надавливания, которые происходили сверху.

Грудная клетка расслаблена, как пишут китайцы — опустошена, а спина — растянута в стороны. Подбородок подбирается чуть назад, как будто Вы касаетесь шеей стоячего воротника. Но при этом голова не запрокидывается назад, так же как и не наклоняется вперед. Позвоночник всплывает вверх.

В области шейно-грудного отдела позвоночника возникает крестообразное усилие, точнее тонус: растяжение по вертикали и по горизонтали в стороны.
Глаза не закрывать. Взгляд направлен горизонтально вперед — вдаль. Точнее даже не взгляд, а ЦЕНТР поля зрения. Зрение деконценирировано, Вы видите все вокруг. Не концентрируясь ни на чем, и одновременно видя все вокруг.
Слух деконцентрирован. Вы слышите все вокруг, ни на чем не концентрируясь.
Челюсти естественно сомкнуты, но не напряжены. Боковые зубы верхней и нижней челюстей слегка касаются друг друга. Кончик языка подвернут вверх и касается точки сочленения верхней десны и неба.
Диафрагма приходит в тонус и немного давит вниз. При этом кинестетическое внимание сосредоточено в животе и есть чувство «наполненности» и стекания живота вниз так, что в солнечном сплетении образуется небольшая впадина. Потом живот может чуть подобраться, но сохраняются тонус диафрагмы и впадина на солнечном сплетении.
Поясничный отдел позвоночника выпрямляется за счет тонуса диафрагмы, как будто «поджат» вперед — вниз «хвост» (но, реального поджатия следует избегать! — Ничего чрезмерного, все гармонично). 
Дыхание животом или по медицинской терминологии — «животное дыхание», грудная клетка в процессе дыхания не участвует.
Общее состояние примерно такое: тело как единая вертикальная выпрямленная живая пружинка. Можно вспомнить нашего древнего эволюционного предка — кишечнополостную гидру, которая основанием (ноги отсутствуют, они слились в одно основание) приклеелась, укоренилась к дну моря, а все тело плавает, всплывает без напряжения естественно, формируя живую пружинку. Вокруг родная прозразная морская среда и т.д.
Находиться в этом положении до 10 минут в день.

Последовательность принятия стойки следующая:

  • Встаем носки и пятки вместе, кончики пальцев кладуться на боковую поверхность бедер, как описано выше.
  • Расслабляем голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. В суставах ног появляется чувство легкости и «открытости».
  • Приводим диафрагму в тонус и «поджимаем» хвост. На солнечном сплетении ямочка. Кинестетическое внимание в «наполненном» животе.
  • Позвоночник выше поясницы «всплывет» вверх и насколько возможно выпрямляется, шеей касаемся «стоячего» воротника.
  • При расслабленной грудной клетке формируем тонус усилия, растягивающего заднюю поверхность плечей в стороны, проверяем, есть ли подмышками свободное пространство.
  • Формируем состояние языка, зрения и слуха.
  • Дыхание животом.
  • Если Вас в этом положении нажимать сверху на макушку, то ноги сами собой пружинят и компенсируют все надавливания, которые происходили сверху.
  • Находимся в этом состоянии до 10 мин. Главное здесь регулярность

Распределение веса в пределах стопы в данном положение следующее добавлено:
Загружается не только пятка и подушечка стопы, но и пальцы ног, которые как бы «цепляются» за пол. Необходимо отметить, что «цепляться» пальцами ног за пол, не перенеся на них часть веса тела, бессмысленно. Таким образом, одинаково загруженными весом тела оказываются: пятка, подушечка стопы и (очень важно) пальцы ног. При виде сбоку может показаться, что Вы наклонились вперед. Но это все же не наклон, а такое распределение веса, что макушка (точка байхуэй) оказывается вертикально над центром стопы (точкой юнцюань)!
На рисунках ниже показан вид сбоку на положение уцзиши в исполнении ученика (слева) и профессора Мэня (справа). При сравнении с профессором Мэнем хорошо видно, что ученик не догрузил переднюю часть стопы (пальцы ног), и у него макушка находится несколько сзади от вертикали, проходящей через центр стопы.

  
Для справки, кто не знает, профессор Мэнь в белой майке в центре!
Правильное распределение веса, нахождение точек байхуэй и юнцюань на одной вертикали, а также «всплытие» позвоночника (его натянутость вверх) позволяют сформировать правильное состояние гортани. Гортань и верхняя часть грудной клетки расправлены так, что напоминают верхнюю часть грудной клетки и гортань сидящего воробья.


Как стоять неправильно!
На фотографиях ниже показано явное неправильное распределение веса, когда пятка существенно перегружена по сравнению с передней частью стопы (пальцами), а точка байхуэй находится заметно сзади от вертикали, проходящей через центр стопы (точку юнйюань). Слева ученик, а справа профессор Мэнь утрированно показывает как не надо стоять. При этом профессор также обращает внимание, что указанное неправильное распределение веса ведет к расслаблению стенки живота и выпячиванию живота вперед.

  

Здесь также профессор Мэнь в белой майке в центре!


При регулярной практике уцзиши, хотя бы в течение полугода, снимаются многие проблемы позвоночника, так как происходит настройка «позвоночного» мышечного паттерна. Кроме того, происходит подготовка позвоночника к «работе» в следующем положении — «тайцзиши». Вообще говоря, в традиционных школах когда-то изучение данного положения занимало от одного года до трех лет! Поэтому слова об изучение этого положения в течение полугода являются некоторым компромиссом.
Последовательность изучения уцзиши, тайцзиши, кай-хэ и т.д. реализует базовый принцип обучения тайцзицюань: от простого к сложному, от легкого к трудному, предыдущее поддерживает последующее.


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
Вопрос. Во время движения я слышала звуки, не выделяя что-то одно, но я очень удивилась, когда заметила, что и смысла слов (люди разговаривали невдалеке) я тоже не понимала. Это нарушение или ничего страшного? Нужно ли избегать этого эффекта? Ведь временное отупение-это же не лучшее состояние в тайцзы?
Ответ. Вы достаточно точно подметили, что часто так называемые «медитации» и «деконцентрации» приводят к отупению без кавычек, «перезагрузил операционную систему интеллекта», стал похож по уровню интеллекта на растение — и все в порядке. Однако, реально медитация и деконцентрация сенсорных систем — это способ при правильной и профессиональной их организации (в частности при соотвествии их целей некоторым базовым принципам) существенно обострить интеллектуальные процессы.
Вопрос. По поводу слуха и зрения. В своё время, вовремя услышанное слово «свидетель» мне помогло сильно понять это состояние: видеть и не видеть, слышать и не слышать, быть здесь и не здесь одновременно. Ты — как «свидетель» текущего момента, слушаешь не сам, а кто-то второй в тебе. При этом слух на самом деле обостряется и ты можешь слушать и разделять звуки далёких птиц и шелест листьев одного дерева от листьев другого. Тоже и со зрением — иногда в кинематографе применяют такую технику — вроде камера смотрит туда-же, но картина становится чётче, ярче, заметна каждая деталь. И, включаясь в состоянии удзи, чувствуешь себя трансфокатором, которому доступны все мелочи обзора. Причём одновременно. Не концентрируясь, а именно понимая, что это доступно, что ты можешь увидеть и услышать то, чего в другом состоянии не замечаешь. В тебе два человека — ты и «свидетель». И все чувства — это чувства «свидетеля». А сам ты чувствуешь только то, что твоё тело растворяется. Понятие момента при этом также меняется — перестаешь ощущать время. Правильно ли моё восприятие? И ещё — можно ли описать упражнение для завершения удзи («прилипание ци к позвоночнику»)?
Ответ. По поводу «свидетеля». Одновременно и да, и нет. Для деконцентрации восприятия техника «свидетеля» работает, по-видимому, неплохо. Но, уцзиши — это нечто большее, чем «свидетель», т.к. в уцзиши стирается граница между Вами и окружающими миром. То есть в идеале и Вы, и мир становитесь одним целым. А «свидетель» (тем более — «два» человека) — это все же некоторое еще отделение от мира. Поэтому «свидетель» — это только промежуточный этап, если угодно.
Упражнение «прилипание ци к позвоночнику» опишем позднее, примерно уроке так в 6 — 7.
Вопрос. Если стекает поясница — то намного сгибаются колени — и в них возникает напряжение. Если всплываю и колени немного выпрямляются — поясница возвращается на место.
Ответ. Ответ здесь кроется в тонусе диафрагмы. Если в диафрагме нет тонуса, то и будет так, как Вы описываете. Если диафрагма в тонусе и живот наполнен, то состояние поясницы и колени становится возможным контролировать независимо.

 

 

 

 

 

 

javaversion1
Warning: passthru() [function.passthru]: Cannot execute a blank command in /home/dongyue/public_html/wp-content/themes/constructor/footer.php on line 3