Опубликовано в журнале: Традиционная медицина. Восток и Запад. – Новосибирск: ООО «Издательство Ли Вест», 2004, № 3 (4). – с. 19 – 24.
Резюме
Культурная традиция Китая уделяла особое внимание методам развития и тренинга психофизиологических возможностей человека, повышению его адаптационных способностей и развитию человека как личности, включая объединение телесно-физиологических, психологических и духовных аспектов жизни. С сохранением до настоящего времени и практическим использованием развитых техник тренинга и оздоровления человека («внутренней работы»), по мнению автора, связана главная особенность и ценность китайской традиции. Среди китайских техник «внутренней работы» как в прошлом, так и в настоящее время одно из лидирующих положений занимает целостная система оздоровления и психофизиологического тренинга – тайцзицюань, в которой большинство движений при тренинге происходит внутри кинестетического, энергетического и психического «полей» человека. В настоящей статье автор предлагает модернизировать известные биомеханические модели движений человека с целью биомеханической интерпретации специфики основных движений тайцзицюань через динамику внутренней структуры человека.
Abstract
The Chinese cultural tradition emphases the methods of a development and training the psychosomatic possibilities of person, raising its adaptation abilities and development of person as personalities, including association physiological, psychological and spiritual aspects of life. With the conservation to date and practical use developed technician of training and recovery of person, based on the principle «disengagement», in the opinion of authors, bound main particularity and value to Chinese traditions. Following an individual to the principle of «disengagement» it is necessary expects a realisation of that fact that notions, which handles a person at the world description, be a product of its holistic psyche, on terminology К.G. Yung – «Projections human nut» on the world. Amongst the Chinese technician «internal work», both in past, and at present one of forge positions occupies a holistic recovery system and psychosomatic training – Tai Chi Chuan, in which majority of motion when training occurs as it were inwardly body, energy and psychic floors of person. In conditions of generally accepted metaphorical system definition Tai Chi Chuan efficient way an biomecanical to interpretation Tai Chi Chuan can be a building of functional models of moving a person, which were external indicator speakers of internal structure of person and had simultaneously description in terms of both traditions: Chinese and European. In this article authors offers to modernise biomecanical models of moving a person for the reason interpreting specifics of main motion Tai Chi Chuan through the speaker of internal structure of person for discursive base skill description on initial stages of education.
Ключевые слова: биомеханика, внутренняя энергия, глубинная психология, моделирование, тайцзицюань, ци
Keywords: biomechanics, internal energy, inward psychology, modeling, taijiquan, qi
Введение
Культурная традиция Китая уделяла особое внимание методам развития и тренинга психофизиологических возможностей человека, повышению его адаптационных способностей и развитию человека как личности, включая объединение телесно-физиологических, психологических и духовных аспектов жизни [1, 7]. Одна из стратегий в данной традиции основывалась на учении древнекитайского философа Лао Цзы [15] и акцентировала внимание на «естественном» осознании человеком динамики своих состояний психики и тела с последующим духовным объединением человека и окружающего мира [8]. Принцип цзижань – «естественности» распространялся последователями Лао Цзы на все стороны человеческой жизни, включая здоровье, прикладные единоборства и даже управление государством. С сохранением до настоящего времени и практическим использованием развитых техник тренинга и оздоровления человека, основанных на принципе естественности, по мнению автора, связана главная особенность и ценность китайской традиции.
Следование индивида принципу естественности необходимо предполагает осознание того факта, что понятия, которыми оперирует человек при описании мира, есть продукт его целостной психики, по терминологии К. Г. Юнга – «проекции человеческой психе» на мир [13, 14]. В юнгианской онтологии китайские техники работы с телом, основанные на принципе естественности, есть методы работы с «проекциями психе» на собственное тело. В Китае такие методы назывались ней-гун («внутренней работой»), являлись детально разработанными и представляли, по сути, телесно ориентированное комплексное искусство гармонизации и оздоровления человека, а также специфическое, по терминологии китайцев, «высшее», воинское искусство.
Среди китайских техник «внутренней работы» как в прошлом, так и в настоящее время одно из лидирующих положений занимает целостная система оздоровления и психофизиологического тренинга – тайцзицюань [1, 2, 4–6, 9, 11, 12, 18], в которой большинство движений при тренинге происходит внутри кинестетического, энергетического и психического «полей» человека [4]. Сами китайские мастера так определяют тайцзицюань: «Искусство тайцзицюань является проверенной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии» [4], «Тайцзицюань – одновременно и чудесная школа физической культуры, и высшая форма китайского воинского искусства» [2], «Сближение с реальностью в тайцзицюань сопровождается выходом за пределы «эго» – именно такова цена приобретения целостной личности» – Чэнь Ман-ч’инь.
Истоки происхождения тайцзицюань легендарны. По одним сведениям, в Китае во время династии Юань (1279–1368 гг.) монах – даос Чжан Сан-фэнь «изучил» систему тайцзицюань во сне, или в состоянии глубокой медитации [2, 4, 5]. По другим источникам, китайский мастер воинских искусств Чень Ван Тин смог противопоставить жестким методам школы Шаолинь методику «внутренней тренировки» с использованием плавных круговых движений, нацеленную на достижение контроля за энергетическим потоком [6]. По мнению автора статьи, такая утонченная система как тайцзицюань, вероятнее всего, возникала на протяжении длительного времени и создавалась плеядой мастеров, имена многих из которых не известны, но их творения живут в практиках каждого мастера и каждого ученика тайцзицюань. Пристальное внимание на протяжении длительного времени к духовным, психическим, энергетическим и кинестетическим состояниям человека выработало в рамках системы тайцзицюань крайне развитые и специфические системы понятий и моделей [12]. Эти модели практически невозможно адекватно перевести на европейские языки [8, 11] хотя бы по двум причинам: резкое отличие структуры не только китайского языка, но и культурной традиции и всего комплекса понятий, организующих жизнь человека. И главное – отсутствие в европейской культуре настолько же детальной, как в Китае, разработки онтологии кинестетической и энергетической сторонами жизни человека. Кроме того, китайские мастера для обучения методам и техникам тайцзицюань широко использовали методы глубинной психологии, основанные на словесных, телесных и визуальных метафорах. Вообще говоря, любой классический текст по тайцзицюань – это развитая система метафор [9, 11, 12], а форма движений тайцзицюань, по мнению автора, кроме всего прочего, есть телесно-кинестетическая метафора целостности человека и его единения с миром.
Как считает автор, во всей совокупности метафор тайцзицюань выделяется четыре основных уровня: биомеханический, описывающий механику движений тела и обычно связываемый с усилием цзинь; энергетический, или уровень работы с «внутренней энергией» ци как самого человека, так и окружающего мира; уровень работы с восприятием, или шэнь и, как результат, четвертый уровень – собственно ней-гун, или полноты внутренней работы с последующим переходом к тайцзи (Великому пределу) и уцзи (Отсутствию предела). Все четыре уровня вместе образуют мандалу, или, по словам Лао Цзы [15], «великий квадрат, который не имеет углов». В качестве примера приведем следующие метафоры, связывающие эти уровни в единое целое – ней-гун: «Настоящее тайцзицюань укоренено в ступнях, истекает из ног, направляется талией и осуществляется через концы пальцев рук… Шэнь и ци являются двумя взаимодополняющими основами тайцзицюань, без которых форма стала бы упражнением чисто физического порядка» [5]; «Цзинь, ци и шэнь являются видами внутренней энергии тела, дыхания и разума. Все вместе они образуют нэй-цзинь, или внутреннюю энергию. Таким образом, они образуют Единое целое, одновременно являясь отдельными сущностями» [12]. Таким образом, понимание и интерпретация множества метафор тайцзицюань является важнейшим фактором в формировании правильной методики обучения тайцзицюань, в том числе для оздоровительных целей.
Методология и планы
При изучении, апробации и интерпретации системы тайцзицюань автором использовался комплексный подход, включая теоретическое моделирование и практические занятия – как личные, так и отработку методики обучения на группах занимающихся различной квалификации. Сам автор имеет опыт практики тайцзицюань в течение более 15 лет и обучался как основам тайцзицюань, так и методике преподавания у профессора Мэнь Хуэйфэна[1]. Кроме того, для моделирования использовались видеозаписи выступлений признанных китайских традиционных мастеров различных школ и направлений тайцзицюань, а также многочисленные классические тексты, ставшие доступными в последнее время. В теоретическом аспекте использовались основные принципы современной эпистемологии, глубинной психологии и принципы моделирования синестезий, разработанные в нейро-лингвистическом программировании. В частности, широко использовался принцип буквализма Милтона Эриксона, а также принципы герменевтики для анализа метафор и вычленения их «буквалисткого» содержания. На основе методологических разработок была создана система метафор, адекватных реалиям современной жизни и описывающая базовую технику тайцзицюань. Данная система апробировалась в течение ряда лет на группах занимающихся, в результате было показано, что при эпистемологически точном ее содержании и структуре возможно существенное ускорение обучения базе тайцзицюань.
Поскольку метафоры тайцзицюань могут рассматриваться и интерпретироваться последовательно в рамках различных подходов: биомеханического, энергетического и психологически-духовного, автор предлагает модель для интерпретации метафор тайцзицюань, которая принадлежит уровню биомеханики (цзинь) и может служить основой понимания практики тайцзицюань только на начальных этапах обучения для наработки общей координации движений. В последующих статьях предполагается изучить систему метафор тайцзицюань в рамках глубинной психологии, а также с точки зрения представлений об энергетической структуре человека. Кроме того, предполагается представить вводные сведения для желающих заниматься тайцзицюань. Однако следует сразу оговориться, что заниматься тайцзицюань по видеокассетам и тем более книгам для начинающих – значит закрыть для себя надолго «дверь» в прекрасный мир тайцзицюань, которое, как писал профессор Мен Хуй Фенг в напутствии автору настоящих строк, есть «путь к счастью и гармонии». Начинающим следует понимать, что при обучении тайцзицюань, особенно базовым движениям, в соответствии с законами глубинной психологии происходит непосредственная передача от учителя ученику существенной телесной информации, которая не может быть воспринята или даже просто замечена по книгам и видеофильмам человеком, еще не овладевшим системой тайцзицюань в процессе профессионального обучения. Как писал мастер Чэнь Ман-ч’инь: «В тайцзицюань важны три фактора: правильное обучение, настойчивость и природные способности. Из них правильное обучение – самое главное».
Биомеханическая модель
Как правило, в текстах по тайцзицюань основные метафоры формулируются посредством термина «энергия» [4, 9, 11, 12, 18]: «Энергия (цзинь) берет свое начало в ступнях, пропускается по ногам, направляется животом и проявляется в руках и пальцах», «если живот полностью расслаблен, в нем зарождается энергия (ци); она получает возможность свободно передвигаться по всему телу». Кроме того, описываются различные типы энергии, например, «энергия слушания», «энергия интерпретации», «энергия отражения» и т.п. С целью биомеханической интерпретации тайцзицюань будем полагать, что термины «энергия отражения», «энергия интерпретации», «энергия сглаживания» и т.п. являются метафорами различных типов динамики внутренней структуры человека, а энергия цзинь, генерируемая ногами, является скорее динамическим усилием, близким к усилию упругого прутка – ствола ивы, но не статическим физическим напряжением мышц ног. Подобных метафор, описывающих различные типы динамики внутренней структуры человека, в тайцзицюань насчитывается до нескольких десятков [12], а по некоторым сведениям, и более сотни. В этих условиях эффективным способом биомеханической интерпретации тайцзицюань может являться построение функциональных моделей движений человека, которые были бы внешним индикатором динамики внутренней структуры человека и имели бы одновременно описание в терминах обеих традиций: китайской и европейской. В настоящей статье автор предлагает модернизировать биомеханические модели движений человека [3] с целью биомеханической интерпретации специфики основных движений тайцзицюань через динамику внутренней структуры человека.
Согласно [3], опорно-двигательная система человека состоит из костей, суставов, связок и мышц; оформляет структуру человека и дает ему возможность двигаться. Кости позвоночного столба, таза и нижних конечностей выполняют в основном опорную функцию; кости черепа и грудной клетки – защитную функцию. Двигательная функция осуществляется главным образом конечностями. Опорно-двигательная система человека как механическая система имеет высокую сложность, поскольку для ее достаточно полного описания требуется около 240 механических степеней свободы. Очевидна неимоверная сложность детализированного системного математического описания движений в такой структуре, поэтому задача описания динамики структуры человеческого тела рассматривается только в рамках очень упрощенных моделей. В работах [3, 10] для решения задачи определения динамических характеристик человека при пространственном движении предлагается использовать модель опорно-двигательного аппарата, состоящую из 15 кинематических звеньев: стоп, голеней, бедер, живота, грудной клетки, черепа, плеч, предплечий, кистей. Предполагается, что все эти звенья абсолютно твердые, соединяются между собой идеальными сферическими шарнирами, а движения осуществляются при помощи управляющих моментов в шарнирах. Вообще говоря, такая модель из определенного числа абсолютно твердых звеньев, по нашему мнению, адекватна только для описания движений, связанных с напряжениями всего мышечного аппарата человека, когда человек по кинестетическим ощущениям тверд, напряжен, жесток. Такая модель описывает биомеханику, связанную, по терминологии китайской традиции, с «внешней работой», и весьма далека от работы ней-гун, в частности, тайцзицюань, где требуется предельное расслабление всего тела [16, 17]. Однако данную модель, по нашему мнению, можно видоизменить, чтобы она описывала хотя бы в первом приближении особенности динамики внутренней структуры и кинестетических ощущений человека в тайцзицюань.
Для построения биомеханической модели движений в тайцзицюань примем во внимание следующие факты [10]:
– тело человека примерно на 80% состоит из воды со средней плотностью около 1,0 г/см3;
– плотность костей примерно в два раза больше и составляет 2,4 г/см3;
– манипуляторы – ноги и руки – состоят в основном из костей и мышц. Средняя плотность манипуляторов существенно превышает среднюю плотность туловища;
– масса распределяется по частям тела так: голова – 10%; руки – 7%; ноги – 25%; туловище – 58%.
Отсюда следует, что модель [3] может быть трансформирована следующим образом:
1). Относительно жесткая система опор-ног на шарнирах с мышцами-тягами и опорным кольцом тазобедренного сустава.
2). Туловище – объемное жидкообразное тело, близкое по плотности к воде, находящееся в относительно эластичной оболочке из ребер и мышц. Это эластичное объемное тело опирается на тазобедренное кольцо и подвешено на оси позвоночника. В нашем приближении изменения плотности в пределах туловища не рассматриваются.
3). Верхняя часть: черепная коробка и руки – манипуляторы с плечевым поясом. В рамках настоящей работы предполагается, что одна из главных задач движения – как можно более эффективно передать в руки-манипуляторы усилие из ног за счет целостных движений тела. Однако сразу оговоримся, что по отношению к «настоящему тайцзицюань» описываемая модель – не более чем нулевое огрубленное приближение. Итак, предлагаемая модель для биомеханического описания движений в тайцзицюань содержит следующую трехчленность:
– «силовой активный агрегат»: ноги и тазобедренное кольцо, генерирующие движения как результат отталкивания «опор-ног» от земли;
– «относительно пассивное» жидкообразное пространственное распределение более 50% массы в эластичном туловище, подвешенном на вертикальной оси;
– «индикатор движения» – плечевой пояс и руки. Руки с плечевым поясом в данной модели играют только вспомогательную роль индикаторов и «передатчиков» движения.В итоге предлагаемая упрощенная кинематическая модель движений в тайцзицюань имеет следующий вид. Ноги в результате отталкивания стоп от земли генерируют мощное усилие (цзинь), которое через сочленение тазобедренного кольца и позвоночника передается в объемное жидкообразное тело и затем в руки. Тело в данной модели является не только передаточным звеном, но и генератором собственных движений (ци), что будет рассмотрено в следующей работе. Передача движения из ног в руки-манипуляторы происходит скорее даже не через тело, а как волнообразное движение вдоль эластичного позвоночника. При этом собственные колебания объемного тела могут быть согласованы с волной в позвоночнике («поддерживать с помощью ци усилие цзинь» [14]), резонируя и нелинейно увеличивая усилие ног. Очевидно, что в такой модели принципиально важным является эффективность динамического соединения качественно разнородных элементов: ног и позвоночника с подвешенным на нем туловищем. В условиях отсутствия эффективного сочленения тазобедренного кольца и позвоночника усилия цзинь ног и ци туловища не могут быть синхронизированы в единое движение. Отсюда очевидно особое внимание, которое уделяется в традиционной китайской литературе по ней-гун и тайцзицюань так называемому «нижнему дань-тяню». Становятся понятными и традиционные китайские метафоры, что для эффективного проявления ней-цзинь необходимы расслабление сухожилий и связок, свободная циркуляция ци и направление ее к позвоночнику, вообще говоря, все тело от ног до макушки должно быть как бы единым гибким хлыстом [12]. Действительно, в противоположном случае закрепощенности трудно рассчитывать на эффективную генерацию волн ци в объеме туловища и их согласование с цзинь ног, движения станут не цельными, а разорванными и будут создаваться локально различными частями тела.
Рассматриваемая модель позволяет дискурсивно описать и восемь базовых кинестетических состояний, описывающих типы динамики внутренней структуры и соответствующих восьми типам «внутренней энергии», отображаемым на восьми триграммах [11]. Действительно, в системе объемного тела – туловища, подвешенного на эластичной оси, можно выделить следующие три базовых типа динамики внутренней структуры, каждый из которых распадается, или состоит из двух оппозиций:
– растяжение и сжатие вдоль эластичной вертикальной оси позвоночника, или «энергии поднимания и опускания»;
– увеличение и уменьшение туловища в горизонтальной плоскости, или «энергии открывания и закрывания»;
– маятниковое движение в двух направлениях вокруг вертикальной оси позвоночника (метафоры тайцзицюань о сходстве движений с вихрем [12]).
Как результат, возникает целостность:
Полное движение =>
(Поднимание-опускание) + (Открывание-закрывание) + (Спин вправо-влево)
Нетрудно видеть, что комбинация трех типов динамики, каждый из которых имеет две оппозиции, позволяет получить восемь базовых типов движения тела, которые биомеханически соответствуют «энергиям тайцзицюань» – п’эн (отражение), люй (пропускание), цзи (надавливание), ань (толчок) и т.д. При согласовании данных типов динамики структуры тела с усилием ног цзинь возникает возможность дискурсивного изучения целостности движений тайцзицюань на уровне биомеханики.
Рассмотренная в настоящей работе модель для описания «внутренних движений» может служить первым биомеханическим приближением в понимании целостности метафоры ней-гун и использоваться на практике для дискурсивного объяснения на начальных этапах изучения движений тайцзицюань. Кроме того, данная модель допускает дальнейшее развитие по мере уточнения динамических характеристик туловища, связанных с учетом его более сложной внутренней организации, что позволит включить в биомеханическую модель «более тонкие типы внутренней энергии тайцзицюань». Автор отдает себе отчет в том, что рассмотренная модель есть очень суженное приближение к целостности движений тайцзицюань. Однако в результате настоящей работы метафора тайцзицюань: «Использовать энергию низа живота и ног совместно с ци и намерением разума» [12], одна из базовых «мандал» рассматриваемой системы, превращается из прекрасного метафоричного высказывания в дискурсивное руководство к действию для изучающих древнее красивое искусство тайцзицюань.
В последующей работе автором будет предложена модель и интерпретация понятия «внутренняя энергия» ци применительно к системе тайцзицюань на основе известных физиологических систем человека, что позволяет, как показывает многолетний опыт, дискурсивно в явном виде построить критерий специфичности паттернов движений тайцзицюань, а также разработать в соответствии с принципами глубинной психологии и «буквализма» эффективную систему метафор для обучения тайцзицюань.
1. Абаев Н. В. Даосские истоки китайских ушу. В сб.: Дао и даосизм в Китае. – М.: Наука, 1982. – С. 244–258.
2. Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ ушу. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. – 168 с.
3. Бранков Г. Основы биомеханики. Пер. с англ. В. Джупанова. – М.: Мир, 1981. – 254 с.
4. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 384 с.
5. В. Пейшен, Ч. Вэйджи. Тайцзицюань. Стиль Ву. – Рига: ЛЭТРА, 1992. – 213 с.
6. Гу Люсинь. Тайцзи-цюань. Стиль Чэнь. – М.: ЛИБРИС, 1996. – 477 с.
7. Китайская цигунотерапия. Чжан Минъу, Сунь Синъюань. Составление, перевод, предисловие С. А. Комиссарова. – Новосибирск, Изд. компания «Лада», 2002. – 214 с.
8. Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. – СПб: ОРИС, 1993. – 368 с.
9. Мантэк Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура Тайцзи. Тайцзи-цигун 1. – Киев: София, 1996. – 320 с.
10. Физиология движений. – Л.: Наука, 1976. – 375 с.
11. Чжоу Жэньфан, Чэнь Яньлинь. Тайцзи-цюань: общие принципы и практическое применение. – М.: Либрис, 1996. – 351 с.
12. Чжэнь Гун. Внутренние энергии в Тайцзи-цюане. – Киев: София, 1996. – 286 с.
13. Юнг К. Г. AION. Исследование феноменологии Самости. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 336 с.
14. Юнг К. Г. Психология переноса. Статьи. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 304 с.
15. Ян Хин-Шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1950. – 159 с.
16. Ян Цзюньмин. Секреты молодости. Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга. – Киев: София, 1997. – 272 с.
17. Ян Цзюньмин. Основы Шаолинского стиля «Белый журавль». Боевая сила и цигун. –Киев: София, 1998. – 352 с.
18. Yang Jwing Ming. Yang style Tai Chi Chuan. – Calif.: Unique Рblish., Inc., 1982. – 207 р.