Разделить гриву дикой лошади

В данном уроке приведено описание выполнения техники тайцзицюань под названием «Разделить гриву дикой лошади». Кстати, слово «разделить» есть наиболее точный вариант перевода, а не, как часто говорят, «расчесать», «разгладить», «погладить» и т.п. «почёсывающие» метафоры.

Наряду с описанием техники выполнения данного движения приведены и некоторые распространённые типичные ошибки.

Итак, ниже видеозапись отработки на месте техники «Расчесать гриву дикой лошади» в исполнении Бориса Майера.


Итак, из исходного положения переносим вес тела переносим на правую ногу, одновременно левая рука идет вниз так, что ладони рук направлены друг к другу как будто держат шар! Левая рука не заводится назад, не перекрещивает тело в правую сторону и не совершает каких-либо «паразитных» движений.

Затем делаем шаг в левую сторону в положение Gōng Bù (гунбу – положение лучника). Одновременно левая рука поднимается вверх (её ладонь) к ладони правой руки и совершает отводящее движение влево — в сторону. При этом локоть левой руки во время выполнения движения находится всё время над коленом левой ноги. В конечном положении ладонь левой руки направлена вверх — к себе, а локоть левой руки не «оттопыривается» в левую сторону, находясь над коленом левой ноги.

В конечном положении грудная клетка направлена под углом, не менее 30 — 45 градусов, к направлению левой руки, т.е. направлению носка левой ноги, т.е. направлению положения Gōng Bù (гунбу).

Во время движения правая рука осуществляет срывающее (стягивающее) движение вниз, а левая рука — отодвигающее усилие в сторону — вперёд.

Затем возвращаемся в исходное положение и выполняем движение в правую сторону.

В ролике показаны два варианта смены руки при смене левой и правой стороны. Оба варианта имеют право быть.


Типичные ошибки:

Bad_1

На данном фото видно, что руки не формируют ладони так, что они поддерживают шар. Кроме того, видно, что левая рука заведена слишком сильно в сторону, «перекрещивая» тело — так не должно быть, это не правильно по ниже приведённым причинам.

 

 


Очень часто при выполнении комплексов тайцзицюань спортсменами наблюдается ещё более сильное подобное перекрещивание вплоть до того, что ладонь левой руки поднимается к внутренней стороне плеча правой руки и затем проводится вдоль всей правой руки наружу. При этом звучат обоснования, что так «массируются меридианы», так «движение становится более сильным» и т.п. Тем более, что в спортивном тайцзицюань это не считается ошибкой.

Однако, с точки зрения боевых искусств и рукопашного боя, уводя левую руки слишком сильно (за центральную линию тела) в правую сторону, вы открываете левую сторону для атаки и «всяческих нехороших» действий с той стороны.

Кроме того, что не менее важно, необходимо соблюдать базовые каноны стиля, в котором вы работаете и не допускать не обоснованной эклектики (для студентов хорошо бы посмотреть, что обозначает данное слово). Отведение левой руки назад под правую руку и последующее «поглаживание» есть отличительная черта мастера Ван Пейшена в его стиле У. И только там! Поэтому как в комплексе 24 формы тайцзицюань, созданном на базе стиля Ян, так и в аналогичных комплексах такое выполнение будет считаться отходом от базовой техники школы. Короче говоря, надо понимать, в рамках какой школы работаешь.

Все, что здесь описано — это из бесед с Учителем Men Huifeng, когда я его спросил: «Почему многие так делают». Ответ был такой: «Надо правильно учиться, а это отличительная черта исключительно мастера Ван Пейшена».


Bad_2

Здесь видно ещё две ошибки:

  • Грудная клетка слишком развёрнута влево. Как сказано выше, угол перпендикуляра к грудной клетки и направления стопы левой ноги должен быть не менее 30 — 45 градусов. Более 45 градусов будет также ошибочным.
  • Левая рука повёрнута ладонью с себе, а не вверх. Кроме того, локоть левой руки должен находиться над коленом левой ноги, а предплечье направлено так же вперёд.

А, вообще-то, необходимо техники учить под надзором наставника, принадлежащего какой-либо школе. Иначе, при всей кажущейся красоте, можно допускать довольно сильные искажения техник.