Этапы построения двигательного навыка у человека — конспект работы Н. А. Берштейна «О ловкости и её развитии». — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. Составил Б. О. Майер
Ниже приведено очень информационно сжатое описание этапов построения двигательного навыка у человека.
Первый этап. Постановка двигательных целей — ведущий уровень D как основа целеполагания у людей
Второй этап. Определение двигательного состава (набора движений) — уровень С.
Форма и характер последовательности движений. Вид движений снаружи — подражание преподавателю.
Третий этап. Прощупывание коррекций (сенсорных коррекций на уровне В)
Как будут ощущаться (изнутри) и эти движения, и управляющие ими сенсорные коррекции (уровень В). Многократные повторения, чтобы «наощущаться» досыта и всем разнообразием переменчивой внешней обстановки, и всевозможными приспособительными откликами на неё со стороны самого движения. «Обыгрывание» навыка во всех мыслимых изменениях задачи и обстановки.
Четвёртый этап. Развёрстка фонов. Отбор и сохранение наиболее эффективных коррекций и их автоматизация
Переключение вниз в фоновые уровни тех коррекций, которые уже определились и разместились по этим уровням в предшествующей фазе — автоматизация двигательного акта. Автоматизация никогда не проявляется постепенно, а во всех случаях выглядит как внезапный скачок или перелом. Автоматизация — это всегда скачок по качеству. Каждый автоматизационный скачок даёт не только внезапное, резкое улучшение в выполнении разучиваемого движения, но при этом ещё и качественные перемены в нем. На уровне В скачком обнаруживается, что можно выполнять эту или другую часть движения, не глядя.
По сравнению с предыдущим уровнем, где идёт прощупывание вариантов коррекций на уровне В, здесь отбирается и сохраняется наиболее эффективные коррекции этого уровня и они доводятся до автоматизации.
Пятый этап. Срабатывание фоновых коррекций. Преодоление интерференций между двигательными навыками
Преодоление интерференций, возникающих от неувязки между старыми автоматизмами и запросами со стороны нового изучаемого движения.
Ни в одном навыке осваивание никогда не идёт плавно и гладко. Наряду с теми качественными скачками и ступеньками, о которых уже говорилось, ход выработки навыка часто включает в себя и более или менее длительные остановки, как бы заминки, иногда даже как будто временные ухудшения. Каждая заминка или временное ухудшение свидетельствуют о том, что между какими-то существенными фонами произошла интерференция., Необходима «творческая пауза». Упорствование в тренировке в это время может иногда принести заметный вред.
Шестой этап. Стандартизация. Достижение динамически устойчивой формы движения на фоне реактивных сил
Силы взаимодействия — иначе говоря, силы отдачи из одних звеньев тела в другие — носят название реактивных сил. При увеличении темпа движения реактивные силы рода возрастают пропорционально квадрату темпа.
Если удаётся найти такую форму движения, в которой реактивные силы не проявляют разрушительных свойств, то нервная система ухватывается за неё со всей мыслимой цепкостью. Для сложных крупных движений рассматриваемого рода отсеивается как правило, всего одна две, самое большее — несколько единиц исполнимых, несаморазрушающихся форм движения. Эти формы обладают между собой резкими качественными различиями и разделены широкими промежутками неисполнимых форм.
Как только найдена динамически устойчивая форма движения, заботу об охранении движения от искажающих помех внешних сил перенимают на себя реактивные силы, которые делают это почти автоматически.
Седьмой этап. Стабилизация. Достижение устойчивости к сбивающим воздействиям
При построении навыка она (стабилизация) проходится в одно и то же время с предыдущей фазой, но имеет совершенно другой смысл и значение.
Сбивающие воздействия: побочные помехи внутреннего и внешнего происхождения, никак не связанные с самой двигательной задачей и, тем не менее, препятствующие её решению. Другие сбивающие воздействия — осложнения, возникающие внутри самой двигательной задачи, например, противодействие противника.