Мэнь Хуэйфэн. Лекция, Пекин. — 2016. Раздел 5.

V). Воинские ритуалы вежливости

Воинские ритуалы вежливости – это правила поведения, которыми в любое время в любой ситуации руководствуются мастера боевых искусств. Это позволяет им показать обществу свою принадлежность к воинскому сословию. Добродетельное поведение каждого человека складывается в общее соблюдение моральных принципов и образ нравственности. Свод моральных правил мастеров боевого искусства – это «Воинские ритуалы вежливости».

«Воинские ритуалы вежливости», прежде всего, требуют почтения к государству и его символам. При поднятии государственного флага необходимо стоять на вытяжку, глядя перед собой, выражая почтение к государству и народу.

В боевых искусствах главным ритуалом проявления вежливости является малый поклон, который следует выполнять в начале занятий, боя или выступления на сцене, он выражает почтительность, доброжелательность, дружелюбие, готовность к получению нового опыта и знаний.

1. Уважение учителя и любовь учеников: вежливость

Уважение учителя и любовь учеников – две составляющие процесса образования. Цюань Лян говорил: «Уважаемый учитель хочет быть словно проточная вода, выкармливать учеников словно птенцов». Другими словами, учитель должен проявлять себя не только во время обучения, но и вне его, стремиться отдавать ученикам свои душевные силы, быть человеком. Ученик, уважающий своего наставника, неизменно следует за ним. Уважаемый наставник остаётся таковым на всём пути обучения, высокоморален и обладает высоким мастерством, за это он получает искреннюю любовь своих подопечных, а кроме того их отличные успехи.

Учитель хочет, чтобы его знания были бессмертны, поэтому всегда готов им делиться, ученик в свою очередь откликается на это добросовестным отношением к обучению, терпеливость и трудолюбием, всегда сохраняет присутствие духа. Солидарность и гармония между учителем и учениками, взаимное уважение и любовь, поддержка являются основой преподавания. Они заключаются не только во взаимном уважении друг друга, но и в передаче духовных ценностей человека.

2. Искренность, смирение, победа над гордыней

«Скромность помогает идти вперёд, в то время как тщеславие тянет назад». Только искренний, любознательный человек, усмиривший свою гордыню, не стесняющий обращаться за помощью и советом, способен достигнуть высот. Это то, о чём говорят: «Век живи, век учись».

«Ле-цзы» — история о том, как молодой человек по имени Сю Тан научился петь, благодаря знаменитому певцу Тай Цину, но, ещё не окончив обучение, решил, что всё знает и ушёл. Но перед самым отъездом учитель пригласил его посидеть на прощание в придорожном ресторанчике и исполнил песню. Сю Тан так растрогался, что стал умолять учителя взять его обратно. Эта история говорит нам о том, что зазнайство способно сбить нас с пути истинного знания. Как может учитель передать нам всю глубину своих знаний? Таким образом, самый лучший путь – пойти в учение к мастеру и прилежно изучать боевые искусства, только тогда можно достигнуть высот.

3. Завязывать обширные знакомства

Боевые искусства формируют в человеке скромность и доброжелательность, ему легко заводить новые знакомства. Боевые искусства создают невидимое внутренне притяжение, человек, занимающийся боевыми искусствами, сам ощущает своего рода власть. Если человек будет проявлять самодовольство, кичиться боевыми заслугами, считать себя лучше других, то кто захочет иметь с ним дело? «Один кирпич не стена, одно дерево не станет лесом». Не имея друзей, существуя вне коллектива, невозможно повысить свой уровень боевых искусств, проявить талант. «Человек, имеющий трёх наставников, достигнет высот в боевых искусствах». Китайские боевые искусства чрезвычайно многогранны. В прошлые времена мастера боевых искусств не жалели сил для обмена опытом, много путешествовали, находили новых друзей и учителей, старательно учились новому. В настоящее время сеть контактов между различными боевыми искусствами внутри страны и за границей постоянно растёт, а также непрерывно происходит обмен опытом, боевые искусства всё более совершенствуются, становятся интернациональными.  Очень полезно перенимать опыт у студентов-одногруппников, приезжающих из разных мест.

Только простой и открытый человек способен заводить новые знакомства и искренне обоюдно делиться знаниями и опытом, чтобы расширять границы китайских боевых искусств, нести национальный дух и сделать должный вклад в их культуру.

4. Малый поклон, как признак вежливости

Приветствие «малый поклон» или «рука в кулаке» — традиционная часть этикета боевых искусств. Оно выполняется перед началом и в конце парных боёв на руках или с оружием, является выражением смирения и вежливости, поскольку это неотъемлемые части философии боевых искусств. Также приветствие следует выполнять в начале и по окончании показательных номеров, в которых демонстрируются приёмы боевых искусств. Оно отражает их основную идею и моральные принципы. В прежние времена, когда показательные бои устраивались на улицах, такое приветствие означало единство мастеров ушу, а также считалось проявлением вежливости ко всем собравшимся зрителям. Во время соревнований по боевому искусству, полагалось сначала складывать руки в малом поклоне, потом говорить «пожалуйста» и только после этого бросать вызов.

В боевых искусствах существует множество правил этикета, и в настоящее время приветствие «рука в кулаке» является повсеместным, оно берёт начало как в традициях ушу, так и в традициях шаолиньской школы бокса (четырёхпалая церемония), объединяя их в себе и давая начало новому смыслу.

Содержание обряда приветствия «малый поклон»:

  1. Левая ладонь означает наличие «Четырёх образований»: морального, духовного, физического и эстетического, символ высоких моральных качеств. Согнутый большой палец означает смирение, отсутствие гордыни. Правый кулак – бесстрашие в изучении боевых искусств. Левая ладонь, прикрывающая правый кулак, – «почитание установленных запретов», «вести справедливую войну во имя благоденствия народа».
  2. Левая ладонь и правый кулак образуют округлый изгиб – символ солидарности и единения мастеров ушу во всём мире.
  3. Левая ладонь для письма, правый кулак для сражений – знания и боевое искусство неделимы, всегда нужно стремиться узнать новое и прислушиваться к старшим.