Майер Б.О., Казначеев С.В. Искусство Тайцзи-цюань как система оздоровления и гармонизации человека. 1. Введение. Биомеханика

Опубликовано в: Новые технологии науки и образование на пороге третьего тысячелетия. Материалы международного конгресса ЮНЕСКО. Экология Человека. Том V, часть II. Здоровье нации: образование и духовность. — Новосибирск – Москва: Изд-во НГПУ. 1999. — с. 155 – 166.


«Кто занимается Тайцзи-цюань дважды в день, правильно и регулярно, через определенное время достигает гибкости ребенка, здоровья лесоруба и покоя ума, присущего мудрецу» — Чэнь Ман-ч’инь.


The Chinese cultural tradition emphases the methods of a development and training the psychosomatic possibilities of person, raising its adaptation abilities and development of person as personalities, including association physiological, psychological and spiritual aspects of life. With the conservation to date and practical use developed technician of training and recovery of person, based on the principle «disengagement», in the opinion of authors, bound main particularity and value to Chinese traditions. Following an individual to the principle of «disengagement» it is necessary expects a realisation of that fact that notions, which handles a person at the world description, be a product of its holistic psyche, on terminology К.G. Yung — «Projections human nut» on the world. Amongst the Chinese technician «internal work», both in past, and at present one of forge positions occupies a holistic recovery system and psychosomatic training — Tai Chi Chuan, in which majority of motion when training occurs as it were inwardly body, energy and psychic floors of person. In conditions of generally accepted metaphorical system definition Tai Chi Chuan efficient way an biomecanical to interpretation Tai Chi Chuan can be a building of functional models of moving a person, which were external indicator speakers of internal structure of person and had simultaneously description in terms of both traditions: Chinese and European. In this article authors offers to modernise biomecanical models of moving a person for the reason interpreting specifics of main motion Tai Chi Chuan through the speaker of internal structure of person for discursive base skill description on initial stages of education.


Введение
Культурная традиция Китая, по крайней мере, последние две тысячи лет, уделяла особое внимание методам развития и тренинга психофизиологических возможностей человека, повышению его адаптационных способностей и развитию человека как личности, включая объединение телесно — физиологических, психологических и духовных аспектов жизни [1]. Одна из стратегий в рамках данной традиции основывалась на учении древнекитайского философа Лао — цзы, изложенного в книге Дао — дэ цзин [2], и акцентировала внимание на осознании человеком динамики своих состояний психики и тела с последующим духовным объединением человека и окружающего мира [3]. Как подчеркивал американский психолог Дж. Хейдер в изложении Дао-де цзина: «Лао-Цзы разработал законы эффективного управления — единый принцип Дао. Для передачи принципа ученикам были использованы фундаментальные средства философии, духовности, глубинной психологии», и далее: «при устранении дуализма объекта и субъекта возникают спонтанные процессы самоорганизации, а процесс осознания напоминает процесс проявления фотографий — он разворачивается постепенно… Эффективность возрастает при совпадении личного усилия и вектора сил природы». Это принцип Цзижань — «естественности», который распространялся последователями Лао-Цзы на все стороны человеческой жизни, включая здоровье, прикладные единоборства и даже управление государством. С сохранением до настоящего времени и практическим использованием развитых техник тренинга и оздоровления человека, основанных на принципе «естественности», по мнению авторов, связана главная особенность и ценность китайской традиции, основанной на учении Лао-Цзы. Следование индивида принципу естественности необходимо предполагает осознание того факта, что понятия, которыми оперирует человек при описании мира, есть продукт его целостной психики, по терминологии К.Г. Юнга — «проекции человеческой психе» на мир [4, 5]. В данной терминологии китайские техники работы с телом, основанные на принципе естественности, есть методы работы с «проекциями психе» на собственное человеческое тело. В Китае такие методы назывались ней-гун («внутренней работой»), являлись детально разработанными и представляли, по сути, телесно ориентированное комплексное искусство гармонизации и оздоровления человека. Среди китайских техник «внутренней работы», как в прошлом, так и в настоящее время одно из лидирующих положений занимает целостная система оздоровления и психофизиологического тренинга — Тайцзи-цюань [1, 6 — 13], в которой большинство движений при тренинге происходит как бы внутри кинестетического, энергетического и психического полей человека [10]. Сами китайские мастера так определяют Тайцзи-цюань: «Искусство Тайцзи-цюань является проверенной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии» [10], «Тайцзи-цюань — одновременно и чудесная школа физической культуры, и высшая форма китайского воинского искусства» [12], «Сближение с реальностью в Тайцзи-цюань сопровождается выходом за пределы «эго» — именно такова цена приобретения целостной личности» — Чэнь Ман-ч’инь.
Истоки происхождения Тайцзи-цюань легендарны. По одним сведениям в Китае во время династии Юань (1279-1368 гг.) монах — даос Чжан Сан-фэнь «изучил» систему Тайцзи-цюань во сне, или в состоянии глубокой медитации [10 — 12]. По другим источникам китайский мастер воинских искусств Чень Ван Тин смог противопоставить жестким методам школы Шаолинь методику «внутренней тренировки» с использованием плавных круговых движений и нацеленную на достижение контроля за энергетическим потоком [13]. По мнению авторов статьи, такая утонченная система как Тайцзи-цюань, вероятнее всего, возникала на протяжении длительного времени и создавалась плеядой мастеров, имена многих из которых не известны, но их творения живут в практиках каждого мастера и каждого ученика Тайцзи-цюань. Пристальное внимание на протяжении длительного времени к психическим, энергетическим и кинестетическим состояниям человека выработало в рамках системы Тайцзы-цюань крайне развитые и специфические системы понятий и моделей [6]. Эти модели практически невозможно адекватно перевести на европейские языки [3, 7] хотя бы по двум причинам: резкое отличие структуры не только китайского языка, но и культурной традиции, и всего комплекса понятий, организующих жизнь человека. И главное — отсутствие в европейской культуре настолько же детальной как в Китае разработки системы понятий, связанных с кинестетической и энергетической сторонами жизни человека. Кроме того, китайские мастера для обучения методам и техникам Тайцзи-цюань широко использовали методы глубинной психологии, основанные на словесных, телесных и визуальных метафорах. Вообще говоря, любой классический текст по Тайцзи-цюань — это система метафор [6, 7, 9], а форма движений Тайцзи-цюань, по мнению авторов, есть телесно-кинестетическая метафора целостности человека.
Как считают авторы, во всей совокупности метафор Тайцзи-цюань выделяется четыре базовых уровня: биомеханический, описывающий механику движений тела и обычно связываемый с усилием Цзинь; энергетический или уровень работы с «внутренней энергией» Ци как самого человека, так и окружающего мира; уровень целостной психики или Шэнь и, как результат, четвертый уровень собственно Ней-гун или полноты внутренней работы с последующим переходом к Тайцзи (Великому Пределу). Все четыре уровня вместе образуют мандалу [4] или, по словам Лао цзы [2]: «Великий квадрат, который не имеет углов» (Рис. 1).

В качестве примера приведем следующие метафоры, связывающие эти уровни в единое целое — Ней-гун: «Настоящее Тайцзи-цюань укоренено в ступнях, истекает из ног, направляется талией и осуществляется через концы пальцев рук… Ци вызывает упругое растяжение ног, что и является источником силы. Сила выстреливается из ног, как стрела из лука. Талия может быть уподоблена луку, направляющему стрелу. Пальцы рук — это наконечник стрелы… Шэнь и Ци являются двумя взаимодополняющими основами Тайцзи-цюань, без которых форма стала бы упражнением чисто физического порядка» [11]; «Цзинь, Ци и Шэнь являются видами внутренней энергии тела, дыхания и разума. Все вместе они образуют Нэй-Цзинь или внутреннюю энергию. Таким образом, они образуют Единое Целое, одновременно являясь отдельными сущностями» [6]. Авторы считают, что понимание и интерпретация множества метафор Тайцзи-цюань является важнейшим фактором в формировании правильной методики обучения Тайцзи-цюань, в том числе для оздоровительных целей. Однако согласно Рис. 1 метафоры Тайцзи-цюань могут рассматриваться и интерпретироваться последовательно в рамках различных подходов: биомеханического, энергетического и психологически — духовного. В настоящей работе авторы предлагают модель для интерпретации метафор Тайцзи-цюань, которая в терминах Рис. 1 принадлежит уровню биомеханики (Цзинь) или находится между уровнями Цзинь и Ци (энергии) и может служить основой понимания практики Тайцзи-цюань только на начальных этапах обучения. В последующих статьях предполагается изучить систему метафор Тайцзи-цюань в рамках глубинной психологии, а также с точки зрения представлений об энергетической структуре человека.
Биомеханическая интерпретация Тайцзи-цюань
Как правило, в текстах по Тайцзи-цюань основные метафоры формулируются посредством термина «энергия» [6 — 10]: «Энергия (Цзинь) берет свое начало в ступнях, пропускается по ногам, направляется животом и проявляется в руках и пальцах», «если живот полностью расслаблен, в нем зарождается энергия (Ци); она получает возможность свободно передвигаться по всему телу». Кроме того, описываются различные типы энергии, например, «энергия слушания», «энергия интерпретации», «энергия отражения» и т.п. При непредвзятом прочтении таких текстов очевидно, что употребляемый в подобном контексте термин «энергия» совершенно не соответствует понятию «энергия» в физике и особенно в механике и является скорее метафорой, производной от метафоры «полевой структурой» человека. С целью биомеханической интерпретации Тайцзи-цюань будем полагать, что термины «энергия отражения», «энергия интерпретации», «энергия сглаживания» и т.п. являются метафорами различных типов динамики внутренней структуры человека, а энергия Цзинь, генерируемая ногами, является скорее динамическим усилием, близким к усилию упругого прутка — ствола ивы, но не статическим физическим напряжением мышц ног. Подобных метафор, описывающих различные типы динамики внутренней структуры человека, в Тайцзи-цюань насчитывается до нескольких десятков [6], а по некоторым сведениям и более сотни. В этих условиях эффективным способом биомеханической интерпретации Тайцзи-цюань может являться построение функциональных моделей движений человека, которые были бы внешним индикатором динамики внутренней структуры человека и имели бы одновременно описание в терминах обеих традиций: китайской и европейской. В настоящей статье авторы предлагает модернизировать биомеханические модели движений человека [14] с целью биомеханической интерпретации специфики основных движений Тайцзи-цюань через динамику внутренней структуры человека. Согласно [14] опорно-двигательная система человека состоит из костей, суставов, связок и мышц; оформляет структуру человека и дает ему возможность двигаться. Кости позвоночного столба, таза и нижних конечностей выполняют в основном опорную функцию; кости черепа и грудной клетки — защитную функцию. Двигательная функция осуществляется главным образом конечностями. Опорно-двигательная система человека как механическая система имеет высокую сложность, поскольку для ее достаточно полного описания требуется около 240 механических степеней свободы. Очевидна неимоверная сложность детализированного системного описания движений в такой структуре, поэтому задача описания динамики структуры человеческого тела рассматривается только в рамках очень упрощенных моделей. В работах [14, 15] для решения задачи определения динамических характеристик человека при пространственном движении предлагается использовать модель опорно-двигательного аппарата, состоящую из 15 кинематических звеньев: стопы, голени, бедра, живот, грудная клетка, череп, плечи, предплечья, кисти. Предполагается, что: все эти звенья абсолютно твердые, соединяются между собой идеальными сферическими шарнирами, а движения осуществляются при помощи управляющих моментов в шарнирах. Вообще говоря, такая модель из определенного числа абсолютно твердых звеньев, по-нашему мнению, адекватна только для описания движений, связанных с напряжениями всего мышечного аппарата человека, когда человек по кинестетическим ощущениям тверд, наряжен, жесток. Следовательно, такая модель описывает динамику структуры человека по терминологии китайской традиции, связанную с «внешней работой» и весьма далека от работы ней-гун, в частности, Тайцзи-цюань, где требуется предельное расслабление всего тела [16, 17]. Однако данную модель, по-нашему мнению, можно видоизменить, чтобы она описывала хотя бы в первом приближении особенности динамики внутренней структуры и кинестетических ощущений человека в Тайцзи-цюань.
Для построения биомеханической модели движений в Тайцзи-цюань примем во внимание следующие факты [15]:
— тело человека состоит из воды примерно на 80% со средней плотностью около 1,0 г/см куб;
— плотность костей примерно в два раза больше и составляет 2,4 г/см куб.;
— манипуляторы: ноги и руки, состоят в основном из костей и мышц. Средняя плотность манипуляторов существенно превышает среднюю плотность туловища;
— масса распределяется по частям тела как: голова 10%; руки 7%; ноги 25%; туловище 58%.
Отсюда следует, что модель [14] может быть трансформирована следующим образом:
1). Относительно жесткая система опор-ног на шарнирах с мышцами-тягами и опорным кольцом тазобедренного сустава.
2). Туловище — объемное жидко образное тело близкое по плотности к воде, находящееся в относительно эластичной оболочке из ребер и мышц. Это эластичное объемное тело опирается на тазобедренное кольцо и подвешено на оси позвоночника. В нашем приближении изменения плотности в пределах туловища не рассматривается.
3). Верхняя часть: черепная коробка и руки — манипуляторы с плечевым поясом. В рамках настоящей работы предполагается, что одна из главных задач движения — как можно более эффективно передать в руки — манипуляторы усилие из ног за счет целостных движений тела. Действительно, Тайцзи-цюань, как «воинское искусство», ставит одной из целей генерацию максимальной мощности путем использования целостности движений человеческого тела [10], а руки имеет массу не более 10% всего тела.
Итак, предлагаемая модель для биомеханического описания движений в Тайцзи-цюане содержит следующую трехчленность:
— «силовой активный агрегат»: ноги и тазобедренное кольцо, генерирующие усилие движения как результат реакции «опор-ног» о землю;
— «относительно пассивное» жидко образное пространственное распределение более 50% массы в эластичном туловище, подвешенном на вертикальной оси;
— «индикатор движения» — плечевой пояс и руки. Руки-манипуляторы с плечевым поясом в данной модели играют только вспомогательную роль индикаторов движения.
Рассматриваемая модель с трехчленным делением целостности человеческого тела, вообще говоря, как метафора формально согласуется с подразделением целостности метафоры «внутренней энергии» — Ней-Цзинь на трехчленность из метафор Цзинь, Ци, Шэнь, связанных с описанием ней-гун в китайской традиции Тайцзи-цюань. Действительно, в целостности Ней-Цзинь => Цзинь + Ци + Шэнь понятие Цзинь скорее является динамическим усилием, генерируемым ногами в результате реакции о землю: «Энергия (Цзинь) берет свое начало в ступнях, пропускается (фа) по ногам, направляется животом и проявляется в руках и пальцах» [6]. Поэтому в нашей модели для интерпретации усилия Цзин используется кинематическое звено ног-опор, генерирующих совместно с тазобедренным кольцом кинетическую энергию движения в результате сил реакции стоп о землю. Понятие Ци более трудно для интерпретации, поскольку традиционно связывалось как с передачей информации и энергии при оплодотворении, так и с «энергией», получаемой в результате дыхания и пищеварения: «если живот полностью расслаблен, в нем зарождается Ци; она получает возможность свободно передвигаться по всему телу» [6]. Однако в описаниях Ци применительно к Тайцзи-цюань имеется в виду в первую очередь Ци дыхания, которая вырабатывается и аккумулируются при так называемом «полном дыхании» нижней частью живота. Многочисленные попытки интерпретации понятия Ци как нервных импульсов, потоков электрической энергии [16] и т.п., циркулирующих по меридианам тела обладают слабой убедительностью, поскольку меридианы как физиологические пути в теле, аналогичные кровяным и лимфатическим сосудам, обнаружены не были и являются скорее динамическими функциональными структурами [19]. По-нашему мнению, одна из наиболее четких интерпретаций Ци дана китаеведом М. Поркертом: «Ци близко, но не эквивалентно к тому, что обозначается нашим термином «энергия»… Термин «Ци» всегда подразумевает качество, связанное с направлением движения» [20]. И далее: «Ци — это структурированная модель взаимосвязей, которые определяются направленным способом». Следовательно, для биомеханической интерпретации Ци в Тайцзи-цюань необходимо кинематическое звено с непрерывным пространственным распределением массы, обеспечивающим направленные колебания (движения) в этом звене. В нашей модели таким звеном является пространственное представление жидко образного туловища на вертикальной оси, которое может вращаться, растягиваться — сжиматься и изгибаться. В такой подсистеме может существовать ряд простейших динамически направленных волн — типов колебаний, которые в самом грубом приближении могут биомеханически соответствовать различным типам «энергий» в Тайцзи-цюане. Необходимо отметить, что отображения понятие Ци на кинематику и биомеханику движений крайне суживает богатство метафоры Ци как «каркаса внутренней энергетики» человека. Однако, такое сужение позволяет, по-нашему мнению, перейти из плоскости метафоричности в дискурсивное описание, что особенно важно на первичных этапах обучения в том числе и для оздоровительных целей.
Понятие Шэнь, связанное с целостной психикой человека, здесь подробно не рассматривается, поскольку для его интерпретации требуется привлечение концепций глубинной психологии К.Г. Юнга, С. Грофа и М. Эриксона, что будет предметом одной из последующих статей. Вместе с тем для рассмотрения не только психологических, но и прикладных аспектов Тайцзи-цюань понятие «Шэнь является одним из ключевых представлений: «Свое внимание полностью концентрируй на Шэнь, а не на Ци (дыхании) — тогда сила твоего удара станет равна чистой стали. Если же ты сосредоточишься лишь на Ци, твое кровообращение и сила удара будут застойными и неэффективными» [6].
В итоге предлагаемая упрощенная кинематическая модель движений в Тайцзи-цюане имеет следующий вид. Ноги в результате реакции стоп о землю генерируют мощное усилие (Цзинь), которое через сочленение тазобедренного кольца и позвоночника передается в объемное жидко образное тело и затем в руки. Тело в данной модели является не только передаточным звеном, но и генератором собственных движений (Ци). Передача движения из ног в руки-манипуляторы происходит скорее даже не через тело, а как волнообразное движение вдоль эластичного позвоночника. При этом собственные колебания объемного тела могут быть согласованы с волной в позвоночнике («поддерживать с помощью Ци усилие Цзинь» [6]), резонируя и не линейно увеличивая усилие ног. Очевидно, что в такой модели принципиально важным является эффективность динамического соединения качественно разнородных элементов: ног и позвоночника с подвешенным на нем туловищем. В условиях отсутствии эффективного сочленения тазобедренного кольца и позвоночника усилия Цзинь ног и Ци туловища не могут быть синхронизированы в единое движение. Отсюда очевидно особое внимание, которое уделяется в традиционной китайской литературе по ней-гун и Тайцзи-цюань так называемому «нижнему Дань-Тяню». Становятся понятными и традиционные китайские метафоры, что для эффективного проявления Ней-Цзинь необходимы расслабление сухожилий и связок, свободная циркуляция Ци и направление ее к позвоночнику, вообще говоря, все тело от ног до макушки должно быть как бы единым гибким хлыстом [6]. Действительно, в противоположном случае закрепощенности трудно рассчитывать на эффективную генерацию волн Ци в объеме туловища и их согласования с Цзинь ног, движения станут не цельными, а разорванными и будут создаваться локально различными частями тела.
Рассматриваемая модель позволяет дискурсивно описать и восемь базовых кинестетических состояний, описывающих типы динамики внутренней структуры и соответствующих восьми типам «внутренней энергии», отображаемым на восемь триграммам [7]. Действительно, в системе объемного тела — туловища, подвешенного на эластичной оси, можно выделить следующие три базовых типы динамики внутренней структуры, каждый из которых распадается или состоит двух оппозиций:
— растяжение и сжатие вдоль вертикальной эластичной оси позвоночника или «энергии поднимания и опускания»;
— увеличение и уменьшение туловище в горизонтальной плоскости или энергии «открывания и закрывания»;
— а также маятниковое движение в двух направлениях вокруг вертикальной оси позвоночника (метафоры Тайцзи-цюань о сходстве движений с вихрем [6]).
Как результат, возникает целостность:
Полное движение => (Поднимание-опускание) + (Открывание — закрывание) + (Спин вправо — влево)
Нетрудно видеть, что комбинация трех типов динамик, каждый из которых имеет две оппозиции, позволяет получить восемь базовых типов движения тела, которые биомеханически соответствуют «энергиям Тайцзи-цюань» — п’эн (отражение), люй (пропускание), цзи (надавливание), ань (толчок) и т.д. При согласовании данных типов динамик структуры тела с усилием ног Цзинь возникает возможность дискурсивного изучения целостности движений Тайцзи-цюань на уровне биомеханики. Кроме того, рассматриваемая аналогия трехчленности Ней-Цзинь биомеханическому подразделению полного движения тела на три базовых типа динамики имеет глубокие психологические корни в трансперсональной области человеческой психики. Действительно, понятия Цзинь, Ци, Шэнь связываются в Тайцзи-цюане в единое понятие «внутренней энергии» Ней-Цзинь: Ней-Цзинь => Цзинь + Ци + Шэнь (Рис. 1). Данная четырехчленность есть один из видов холистской (голографической) метафоры, подробно рассмотренной в работе [18], и являющейся в современной европейской культуре проявлением архетипа Самости [4]. Архетип Самости, связанный с идеей целостности, символически выражается в виде мандалы, связанной с делением круга на некоторое количество частей. При этом деление целостного круга на нечетное количество долей, как правило, связано с динамикой неполноты на пути к сборке в целостность, тогда как, деление на четное число — четыре, восемь и т.д. отражает достижение определенной целостности, полноты, завершенности. Вообще говоря, архетип Самости направляет стремление человека к интеграции в единое целое иерархии всех его телесных, энергетических и духовных функций. Аналогично в нашей модели:
Полное движение => (Поднимание-опускание) + (Открывание — закрывание) + (Вращения),
представляют четырех частность мандалы, а их комбинации в восемь базовых типов движений — более дифференцированную восьми членную мандалу.
Рассмотренная в настоящей работе модель для описания «внутренних движений» может служить первым биомеханическим приближением в понимании целостности метафоры Ней-гун и использоваться на практике для дискурсивного объяснения на начальных этапах изучения движений Тайцзи-цюань, которые как комплексная система психофизиологического тренинга, представляют один из путей интеграции — индивидуации. Кроме того, данная модель допускает дальнейшее развитие по мере уточнения динамических характеристик туловища, связанных с учетом его более сложной внутренней организации, что позволит включить в биомеханическую модель более «тонкие типы внутренней энергии Тайцзи-цюань». Авторы отдают себе отчет в том, что рассмотренная модель есть очень суженое приближение к целостности движений Тайцзи-цюань. Однако в результате настоящей работы метафора Тайцзи-цюань: «Использовать энергию низа живота и ног совместно с Ци и намерением разума» [6], одна из базовых «мандал» рассматриваемой системы, превращается из прекрасного метафоричного высказывания в дискурсивное руководство к действию для изучающих древнее и красивое искусство Тайцзи-цюань.


1. Н.В. Абаев. Даосские истоки китайских Ушу. В сб.: Дао и даосизм в Китае. М.: Наука, 1982; с. 244-258.
2. Ян Хин — Шун. Древнекитайский философ Лао — цзы и его учение. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1950; 159с.
3. Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. С. — Петербург: ОРИС, 1993; 368с.
4. К.Г. Юнг. AION. Исследование феноменологии Самости. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997; 336с.
5. К.Г. Юнг. Психология переноса. Статьи. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997; 304 с.
6. Чжэнь Гун. Внутренние энергии в Тайцзи-цюане. Киев: София, 1996; 286с.
7. Чжоу Жэньфан, Чэнь Яньлинь. Тайцзи-цюань: общие принципы и практическое применение. М.: Либрис, 1996; 351с.
8. Yang Jwing Ming. Yang style Tai Chi Chuan. Calif.: Unique Рblish., Inc., 1982; 207 р.
9. Мантэк Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура Тайцзи. Тайцзи-цигун 1. Киев: София, 1996; 320с.
10. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 1998. — 384с.
11. В. Пейшен, Ч. Вэйджи. Тайцзицюань. Стиль Ву. — Рига: ЛЭТРА, 1992.- 213с.
12. Н.В. Абаев, И.В. Горбунов. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ Ушу. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1992. — 168с.
13. Гу Люсинь. Тайцзи-цюань. Стиль Чэнь. — М.: ЛИБРИС, 1996. — 477с.
14. Г. Бранков. Основы биомеханики. Пер. с англ. В.Джупанова. М.: Мир, 1981; 254с.
15. Физиология движений. Л.: Наука, 1976; 375с.
16. Ян Цзюньмин. Секреты молодости. Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга. К.: София, 1997; 272с.
17. Ян Цзюньмин. Основы Шаолинского стиля «Белый журавль». Боевая сила и цигун. К.: София, 1998; 352с.
18. Б.О. Майер. Голографическая метафора. В сб.: «Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях». Н.: Изд. Международной кафедры ЮНЕСКО. 1998; т. 2, ч. 1, с. 214-221.
19. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986; 576 с.
20. Ф. Капра. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. Изд-во Трансперсонального ин-та, М.: AirLand, Киев, 1996; 317 с.