Майер Б.О., Ткачев А.В. Тайцзицюань — путь к счастью, гармонии и здоровью. 4. Паттерн движения «четвероногих предков» в тайцзицюань

Опубликовано в журнале: Традиционная медицина. Восток и Запад. – Новосибирск: ООО «Издательство Ли Вест», № 3(8), 2005. – с. 22-29.


Резюме. Продолжен анализ паттернов движения традиционного тайцзицюань (ТЦЦ) в предположении, что они имеют своим истоком эволюционное происхождение. Исследованы более молодые по сравнению с пренатальными паттерны движения ТЦЦ, показано их соответствие паттернам движения четвероногих млекопитающих. Создатели традиционного ТЦЦ решили уникальную задачу воспроизведения вертикально стоящим человеком паттернов перемещения четвероногого животного, движущегося по поверхности земли вдоль оси тела (позвоночника). Для более точного вхождения в данное состояние паттернов движения четвероногого животного в ТЦЦ используется не только специфическая координация конечностей, но и «буквалистские» установки на выпрямление позвоночника и подвешивание головы, что также характерно для четвероногого предка человека. Следовательно, мы делаем вывод, что ТЦЦ есть в том числе система научения человека состоянию и паттернам движения четвероногого животного, что позволяет, по-видимому, активировать эволюционно древние архетипичные психофизиологические комплексы человека.
Abstract. The study of movement patterns of traditional taijiquan has been carried out with the assumption of their evolutional origin. There have been investigated the movement patterns of traditional taijiquan more recent than prenatal ones, their similarity with the patterns of movement of four-legged mammals. The originators of traditional taijiquan have solved the unique task of reproduction by some upright standing human being the patterns of movement of a four-legged mammals, moving by the ground surface along the body axis (spine). For more precise growing into the state of the patterns of four-legged mammals’ movement in traditional taijiquan there are used not only some specific coordination of extremities but also the instructions of spinal column straightening and head suspension in a literal sense, both of them were specific to a four-legged human ancestor. Therefore, the traditional taijiquan is also the system of teaching human beings to use the patterns of four-legged mammals’ movement. It apparently allows stirring to activity psychophysiological complexes of evolutional ancient archetype.
Ключевые слова: тайцзицюань, паттерн движения, уцзи, буквализм, четвероногий предок
Keywords: Taijiquan, Movement patterns, Wuji, Literalism, Four-legged ancestor
Введение
В предыдущих статьях применительно к теории и практике древнего искусства тайцзицюань (ТЦЦ) были рассмотрены основные биомеханические понятия, психологические особенности тренинга и его результатов, семантика описания движений, их ритмика, а также присутствие паттернов движений, изоморфных паттернам движения человеческого зародыша на ранних стадиях развития. В результате было показано, что на современном этапе развития ТЦЦ выделяются два направления, которые мы назвали «тайцзицюань стиля Чэнь» и «традиционный тайцзицюань», существенно отличающиеся как семантикой, так и базовыми характеристиками паттернов движения. К традиционному ТЦЦ были отнесены четыре стиля, ставшие известными благодаря мастерам Ян Лучану, У Юйсяну, У Цзяньцюаню и Сунь Лутану. Характерной особенностью традиционного ТЦЦ является то, что как семантика, так и паттерны движения его, в отличие от тайцзицюань стиля Чэнь, имеют прямое указание на ранние стадии развития человеческого зародыша. Аналогичное подразделение на «направления» ТЦЦ было показано и в работе А. О. Милянюка [6], который основывался на исторических исследованиях.
Два вышеуказанных направления ТЦЦ сущностно различаются и тем, что стиль Чэнь «произрос» из техник работы с копьем на основе паттерна «спиралевидного кручения» и наполнен паттернами движения, изоморфными шаолиньской технике [6, с. 29]. С другой стороны, техники традиционного ТЦЦ осуществляют прямой доступ к «пренатальной ци», моделируя своими паттернами начальные стадии развития человеческого зародыша. Кроме того, «спецификой стиля Чэнь является и то, что его методы тренировки, видимо, все же не позволяют выработать ту таинственную силу, крайне редко встречаемую, но свойственную только (традиционному — Прим. авт.) тайцзицюань силу, которая называется линкунцзинь. На русский язык это слово можно перевести как «сила дистанционного взаимодействия» [6, с.31].
Таким образом, наш анализ специфики паттернов движения тайцзицюань коррелирует с современными историческими исследованиями и показывает, что наибольший интерес для изучения представляет направление традиционного ТЦЦ. В настоящей работе мы продолжаем начатую ранее линию анализа паттернов движения традиционного ТЦЦ в предположении, что они имеют своим истоком эволюционное происхождение. Целью статьи является исследование эволюционно более молодых (по сравнению с пренатальными) паттернов движения ТЦЦ, в частности, анализ их соответствия паттернам движения четвероногих млекопитающих. Кроме того, настоящей статьей мы начинаем описание базовых положений (состояний) традиционного ТЦЦ. В частности, мы опишем один из элементов базы ТЦЦ — «положение уцзи» («беспредельность»), — с которого начинаются и которым заканчиваются все комплексы ТЦЦ. По нашим наблюдениям, положение уцзи имеет значительный терапевтический эффект для нормализации состояния позвоночника и может использоваться самостоятельно в оздоровительных целях.
Методология исследования
Мы уже писали, что, с точки зрения глубинной психологии, ТЦЦ — это психомоторная техника в измененном состоянии сознания, обеспечивающая системный доступ к древним двигательным центрам и формирование на этой базе сложного психодвигательного комплекса [5]. В этой связи в качестве методологии исследования использовался «принцип буквализма» М. Эриксона [11–13], заключающийся в том, что человеческое подсознательное буквально воспринимает не только слова, знаки и другие коммуникативные средства, но и паттерны движения. При этом буквально воспринимаются паттерны движения не только других людей (в том числе и наставников — поэтому так важна прямая передача), но и собственные, обеспечивая возникновение обратной связи, формирующей устойчивые неосознаваемые психодвигательные комплексы.
В связи с этим для дальнейшего вычленения специфики паттернов движений ТЦЦ анализу подверглась именно базовая основа всех стилей ТЦЦ, преподаваемая в Пекинском университете физической культуры. Под базовой основой ТЦЦ понимается «“тринадцать позиционных основ” (шисаньши) — являющихся одновременно другим названием тайцзицюань… При этом оттенок понятия “основы” уже заключен в многочисленных значениях слова “ши” (позиция, прием, жест, форма, ситуация, тенденция, реальное положение, обстоятельства, могущество, авторитет, вес, влияние, сила и т.д.)» [7].
В состав данной базовой основы ТЦЦ, преподаваемой в Пекинском университете физической культуры, входят так называемые «пять положений» и «девять движений», которые тренируют восемь сил ТЦЦ. «Пять положений» — это уцзиши, тайцзиши, «расширение — сжатие» (kaj — he), техника «подъем — опускание» (shan — tijan), а также «пустое — полное». «Девять движений» — это: «отступить и отогнать обезьяну»; «руки-облака»; «расчесать гриву дикой лошади, или дикая лошадь потряхивает гривой»; «почистить колено и толкнуть ладонью»; «золотой петух стоит на одной ноге»; «отделение ноги, или толчок ногой»; «люй и цзи»; «пэн»; «схватить воробья за хвост.
Из всей вышеперечисленной базовой основы согласно принципу буквализма выделялись общие специфические особенности паттернов движений, а затем согласно методологии метамоделирования [2] определялись сущностные характеристики данных паттернов и искались их аналогии в животном мире, исходя из гипотезы, что ТЦЦ активирует древние эволюционные двигательные комплексы [5].
В результате была обнаружена иерархия эволюционно древних двигательных паттернов, на нижней ступени которой находится пренатальные паттерны движения человеческого зародыша (описанные нами в предыдущей статье), а на верхнем уровне — паттерн движения четвероногих млекопитающих, рассмотрению которого посвящен следующий раздел.
Паттерн перемещения «четвероногих» предков — одна из характерных особенностей традиционного тайцзицюань
Одной из характерных особенностей и одновременно базовым требованием практически во всех руководствах по ТЦЦ является необходимость выполнения двух условий: «выпрямленность» позвоночника, в первую очередь поясницы, и «подвешенность» головы, макушки, то есть «выпрямленность» верхнего отдела позвоночника. Например:
— «Пусть диафрагму ци заполнит до предела, а позвоночник будет прям и полон духом» [1].
— «Во время тренировки нельзя наклонять голову в сторону, вперед и запрокидывать ее назад, поэтому говорят: «голова подвешена», — похоже, что головой подпирают какую-то вещь… Корпус должен располагаться центрированно, нельзя отклонять его в какую-либо сторону, позвоночник и копчик должны быть на одной вертикальной линии» [8].
— «Постоянная изогнутость позвоночника — продукт прямохождения людей. Распрямляя кривизну (позвоночника — Прим. авт.), как требует тайцзицюань, восстанавливаем «спину тигра», «пояс медведя», то есть поясницу» [10].
На основании принципа буквализма мы выделяем здесь две важнейшие особенности паттернов движений ТЦЦ. Первая — это прямой позвоночник, а вторая — «подвешенная» голова. Оба признака характерны для четвероногих млекопитающих: собак, кошек, лошадей, обезьян и др. Действительно, позвоночник четвероногого млекопитающего в буквальном смысле слова прям, у него отсутствуют изгибы человеческого позвоночника, а голова, также в буквальном смысле этого слова, висит прямо вперед. Поэтому согласно принципу буквализма два признака — прямизна позвоночника и «подвешенность» головы — указывают на положение четвероногого млекопитающего, перемещающегося по поверхности земли на четырех конечностях.
В связи с этим сравним более внимательно паттерны движения человека применительно к ТЦЦ и его четвероногих предков. Важнейшим отличием передвижений человека и других млекопитающих является то, что у человека ось тела — позвоночник и направления перемещения вдоль опорной поверхности перпендикулярны друг другу, тогда как у четвероногих млекопитающих направления перемещения вдоль поверхности земли и ось тела — позвоночник параллельны. Поэтому кажется, что человек, не опустившись на четвереньки, не сможет воспроизвести паттерн движения четвероногого предка. Однако на практике все обстоит с точностью до наоборот.
Здесь мы выдвигаем гипотезу, что создатели ТЦЦ успешно решили данную задачу создания паттернов движения для вертикально перемещающегося человека, которые воспроизводят паттерн движения четвероногого с позвоночником, параллельным направлению движения. В связи с этим следует отметить, что в традиционных описаниях ТЦЦ часто упоминается, что движения ТЦЦ кажутся достаточно простыми, но воспроизводит их человек только после долгого систематического обучения. Например, «движения тайцзицюань со стороны выглядят довольно простыми, однако взаимодействия движущихся рук, ног и всех других частей тела не так легко достижимы, как это может показаться непосвященному» [9]. Опять же согласно принципу буквализма в данном высказывании присутствует прямое указание, что движения ТЦЦ просты, но не естественны для человека. Кроме того, следует отметить, что термин «простота» предполагает наличие критерия, по которому определяется, что является простым, а что — нет. В описаниях ТЦЦ мы явного критерия такой «простоты» не встречали. В связи с вышесказанным мы предполагаем, что простота движений ТЦЦ определяется фактически по критерию соответствия движений ТЦЦ паттернам перемещений четвероногих предков человека.
Движения четвероногого млекопитающего особым образом скоординированы тем, что оно ходит на четырех ногах и главный вектор перемещения направлен вдоль оси тела. При этом характерной особенностью перемещения четвероногого млекопитающего является специфическая координация передних и задних конечностей, радикально отличающаяся от координации ног и рук человека во время ходьбы. Человек, освободив в процессе эволюции передние конечности для труда, исключил их из процесса перемещения тела вдоль поверхности Земли. Существенно изменив эволюционную линию паттернов движения, поскольку первым из предков стал перемещаться на двух задних конечностях, человек дезактивировал эволюционно древние паттерны движения млекопитающих, лишился «своих корней» и ресурсных состояний, заложенных длительной эволюцией.
В таком контексте ТЦЦ решает задачу воспроизведения у человека связанности верхних и нижних конечностей, характерную для четвероногих предков, и, тем самым, — задачу доступа к архетипичным ресурсным состояниям. Следует отметить, что во многих стилях ушу упоминаются подражательные техники, где подражание животному описывается через такие слова, как «ловкость обезьяны, «сила медведя», «скорость леопарда» и т.д. Здесь согласно принципу буквализма опять же прослеживается указание на паттерны перемещения четвероногого предка, но указание на основе «физических» качеств — скорости, ловкости, силы и т.д., — которое не имеет даже намека на координацию специфического паттерна перемещения. По нашему мнению, из всех школ ушу только ТЦЦ всеми своими техниками систематически решает задачу доступа к ресурсам движения четвероногого предка, — по-видимому, и поэтому ТЦЦ в Китае называют «высшим боевым искусством».
С целью подтверждения вышесказанного проведем сравнительный анализ координации движения передних и задних конечностей четвероногого млекопитающего, перемещающегося горизонтально вдоль оси тела; верхних и нижних конечностей у человека при обычной ходьбе, а также в техниках ТЦЦ. У четвероногого млекопитающего (см. рисунок) передние и задние конечности скоординированы во время ходьбы следующим образом: задняя конечность, отталкиваясь от земли, остается сзади — по диагонали перекрест — передняя конечность шагает вперед. Например, правая задняя рука-нога остается сзади, в то время как левая передняя рука-нога вместе с плечом уходит вперед. У человека при ходьбе координация иная: когда человек отталкивается, например, правой ногой, вперед идет и правое плечо с рукой. Таким образом, у человека во время обычной ходьбы тазобедренный сустав и плечевой пояс связаны так, что по очереди «растягивается» та или иная сторона тела: левая нога — левое плечо, затем правая нога — правое плечо и т.д. Между тем у животного во время ходьбы «растягивается» диагональ тела, — например, правая задняя лапа — левая передняя лапа, затем другая диагональ и т.д.В отличие от обычной ходьбы, при выполнении упражнений ТТЦ у человека наблюдается такая же координация движений верхних и нижних конечностей, как и у четвероногого животного. Действительно, из описанных выше «пяти положений» и «девяти движений» два положения статичны — уцзиши и тайцзиши. Два — посвящены постановке дыхания и проводятся при одинаковой «наполненности» (загруженности) обеих ног: «расширение — сжатие» (kaj – he)и «подъем — опускание» (shan – tijan). Из оставшихся десяти базовых техник, связанных с перемещением, девять воспроизводят паттерн перемещения четвероногого животного с его специфической координацией конечностей. Это «пустое — полное», «отступить и отогнать обезьяну»; «руки-облака»; «расчесать гриву дикой лошади, или дикая лошадь потряхивает гривой»; «золотой петух стоит на одной ноге»; «отделение ноги, или толчок ногой»; «люй и цзи»; «пэн»; «схватить воробья ха хвост». Таким образом, 90% базовых техник ТЦЦ воспроизводят паттерн перемещения четвероногого животного, что указывает на неслучайность данного паттерна в техниках ТЦЦ. Более того, две техники — «золотой петух стоит на одной ноге» и «отделение ноги, или толчок ногой» — напрямую воспроизводят паттерн перемещения животного, поскольку в них, стоя на одной ноге, человек «растягивает» себя вдоль диагонали тела. Примеры техник ТЦЦ с такой специфической координацией рук и ног можно найти не только в базовых упражнениях, но и во всех формальных комплексах упражнений традиционного ТЦЦ.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что создатели традиционного ТЦЦ решили уникальную задачу воспроизведения вертикально стоящим человеком паттернов перемещения четвероногого животного, движущегося по поверхности земли вдоль оси тела (позвоночника). По нашему мнению, в таком контексте становится понятным ряд метафор ТЦЦ, таких как «расчесать гриву дикой лошади, или дикая лошадь потряхивает гривой», «отступить и отогнать обезьяну, или отталкивание обезьяны» и др. Действительно, из вариантов описания техники «расчесать гриву дикой лошади» и «дикая лошадь потряхивает гривой» более точным, эвристически ценным и «буквалистски» правильным является второй, поскольку прямо указывает на паттерн воспроизводимого движения лошади. Точно так же в технике «отступить и отогнать обезьяну, или отталкивание обезьяны» буквалистски правильным является второй вариант ее описания.
В совокупности для более точного вхождения в данное состояние паттернов перемещения четвероногого животного в ТЦЦ используется не только специфическая координация конечностей, но и, как мы писали выше, установки на выпрямление позвоночника и «подвешивание» головы, что также характерно для четвероногого предка человека. Следовательно, мы делаем вывод, что ТЦЦ есть комплексная система для научения человека состоянию и паттернам перемещения четвероногого животного, что, по-видимому, позволяет активировать эволюционно древние архетипичные психофизиологические комплексы человека.
Ниже мы приводим в качестве примера обучения ТЦЦ положение уцзиши, с которого начинается изучение базовых техник, в частности, «ставятся» навыки «прямизны» позвоночника и «подвешенности» головы.
Методика описания техник тайцзицюань
При описании техник ТЦЦ мы столкнулись с тем, что многие непонятности и неточности связаны с тем, что при дискурсивной передаче позиций и перемещений ТЦЦ смешивается, не осознаваясь, описание в двух принципиально отличных системах координат. Одна система координат — это тело человека с личной кинестетикой, включая субъективные описания, — как человек лично чувствует и осознает взаиморасположение и взаимоперемещение собственных частей тела. Вторая система координат — это то, как все это видит сторонний наблюдатель, который не участвует в процессе и описывает его в системе координат окружающего физического пространства. Первую систему координат можно назвать «личной внутренней» психико-кинестетической, а вторую — «внешней» физической. В зависимости от того, как смотреть — «изнутри» или «снаружи», — результаты описания получаются разные. Соответственно и метафоры описания техник ТЦЦ существенно разнятся в зависимости от того, кто их создавал — «теоретик» или «практик». Метафоры описания паттернов ТЦЦ, созданные «теоретиком», могут быть красивы, утонченны, логичны и т.д., но, как правило, они неэффективны для усвоения практических навыков, поэтому на практике чаще всего используется принцип «делай как я». Правда, при этом все же остается вопрос: «а как же я делаю?»
В качестве примера разберем паттерн, который обычно обозначается как «подвешенность за макушку». В частности, если стороннему наблюдателю кажется, что вы подвешены за макушку, то это не означает точности и адекватности данной кинестетической метафоры для вашей внутренней системы координат. Конечно, позвоночник в уцзиши выпрямляется (см. ниже п.2), но только за счет «всплытия» вверх всех его частей одновременно, в результате возникает легкий тонус позвоночника. Возникает один из так называемых пяти «луков» ТЦЦ.
С положения уцзиши («беспредельность») начинаются и заканчиваются тренировочные формы тайцзицюань
Обращаем внимание читателя на то, что ниже мы описываем базовое для ТЦЦ положение уцзиши именно во «внутренней» системе координат, как положение, являющееся основным для выпрямления позвоночника и формирования «подвешенности» головы у человека. Именно поэтому, как мы считаем, все тренировочные техники ТЦЦ в обязательном порядке начинаются и заканчиваются положением уцзи, активирующим эволюционно древний паттерн четвероногого и вводящий тем самым тренирующегося в специфическое ресурсное состояние.
Положение уцзиши («беспредельность»). Это почти как стойка смирно в армии, но с очень существенными отличиями.
1). Стойка — ноги вместе, и носки и пятки обязательно касаются друг друга. Вначале вес тела равномерно распределен между обеими ногами, а также между носками и пятками. Пальцы ладоней расправлены и не касаются друг друга. Ладони округлы и прижаты к боковой поверхности бедер (к средней линии бедра средним пальцем); голеностопные суставы, колени расслаблены и слегка «округлы». Колени специально не сгибаете, но одновременно присутствует небольшой резерв их перемещения назад. Поясница «стекает» вниз, немного вперед, чтобы выпрямить поясничный отдел позвоночника. Живот расслабляется и «стекает» вниз так, что на солнечном сплетении образуется небольшая ямка. Затем за счет кинестетического внимания, но без силы приводите в тонус нижнюю часть живота, а также анус, чтобы он слегка втянулся. При этом впадина на месте солнечного сплетения сохраняется.
2). Позвоночник «всплывает» вверх. Грудная клетка расслаблена. Плечи опущены, в локтях ощущение, что их тянет вниз к земле. Важно, что в этом положении плечи слегка выворачиваются из суставов вперед, за счет чего под мышками появляется свободное пространство. Если представить, что перед вами на земле лежат часы циферблатом вверх, то левая река в плечевом суставе поворачивается по часовой стрелке, а правая рука — против. Руки как бы стремятся «вытечь» из плечевых суставов вперед, одновременно натягивается спина и освобождается грудная клетка. Важно, что «вытечь вперед» — это только лишь намерение, или кинестетический образ, так что пальцы ладоней по-прежнему касаются средней линии бедер. Кроме того, необходимо ощущать, что локти что-то слегка тянет вниз, к ним как бы привязано по небольшой гирьке, чтобы исключить поднимание плечевых суставов.
3). Взгляд направлен прямо — вперед — горизонтально — вдаль. Точнее даже, не взгляд, а центр поля зрения; веки не напряжены и слегка прикрыты. Зрение деконцентрировано [14]. Вы видите все, не концентрируясь ни на чем. Слух деконцентрирован. Вы слышите все вокруг, ни на чем не концентрируясь.
4). Челюсти сомкнуты без напряжения коренными зубами, язык подвернут вверх и слегка касается кончиком места перехода десен в небо. Верхняя часть позвоночника также «всплывает» вверх. При этом возникает ощущение, что голова ушла немного назад — вверх. Однако кинестетическое внимание сосредоточено на нижней части живота, которая находится в легком тонусе, так же как и анус.
5). В этом положении общее состояние примерно такое: живот и «основание» — внизу, а позвоночник «плавает» — естественно «всплывает» вверх без напряжения. Вокруг как бы прозрачная морская среда, насыщенная воздухом, ци, «питанием» и т.д. Если где-то появляется напряжение, особенно в коленных или тазобедренных суставах, в позвоночнике, то в месте дискомфорта начинаете ощущать пульс до полного расслабления. Вас может качать, вращать, скручивать и т.п. Главное — сохранять чувство «единого основания» внизу и «всплытия» вверху. Как говорит один из авторов статьи на занятиях, «то, что у вас до прихода ко мне называлось ногами, теперь есть единое основание, на котором вы можете «перетекать», «расширяться», «подтягиваться», «вкручиваться» и т.п.».
Замечание 1. В положении уцзиши необходимо находиться от 10 минут в день и более. Если вы практикуете стойку ежедневно, то около 10 минут, если с перерывами — то может быть по 30–40 минут за один сеанс. По традиционным нормам и по нашим наблюдениям, проведя в данном положении в общей сложности около 40 часов, человек существенно исправляет проблемы позвоночника, возрастает гибкость и подвижность, а также укрепляются тазобедренные, коленные и голеностопные суставы.
Кроме того, для занимающихся ТЦЦ в начале каждой тренировки необходимо находиться в положении уцзи хотя бы 3–5 минут, что успокаивает и настраивает на «внутреннюю работу» ТЦЦ. Видимо, в том числе и поэтому все комплексы ТЦЦ принято начинать и заканчивать положением уцзи, активирующим через «прямой» позвоночник и «подвешенность» головы паттерны перемещения четвероногих предков человека.


1. Вон Кью-Кит. Тайцзи цюань: Полное руководство по теории и практике. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — С. 51.
2. Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Структура магии. — М.: КААС, 1995. — 518 с.
3. Майер Б. О. Тайцзицюань — путь к счастью, гармонии и здоровью. 1. Основные понятия // Традиционная медицина. Восток и Запад. — Новосибирск: Изд-во «Ли Вест», 2004. — № 3 (4). — С. 19–24.
4. Майер Б. О. Тайцзицюань — путь к счастью, гармонии и здоровью. 2. Психологические особенности и семантика // Традиционная медицина. Восток и Запад. — Новосибирск: Изд-во «Ли Вест», 2004. — № 4 (5). — С. 9–15.
5. Майер Б. О. Тайцзицюань — путь к счастью, гармонии и здоровью. 3. Паттерны движений тайцзицюань // Традиционная медицина. Восток и Запад. — Новосибирск: Изд-во «Ли Вест», 2005. — № 2 (7). — С. 36–42.
6. Милянюк А. О. Материалы к семинару Московской федерации ушу по теме «Вопросы истории тайцзицюань». — М.: «Стилсервис», 1999. — 60 с.
7. Милянюк А. О. Базовая терминология тайцзицюань // http://www.wushu.ru/?q=node/view/11
8. Тайцзицюань школы Ян. Традиционная школа тайцзицюань семьи Ян в передаче Ян Чэнфу. Составители В. Бондаренко, Е. Турышев. — Омск, 2002, с. 32.
9. Фусинь Цзянь. Тайцзицюань: Руководство к упражнениям. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — С. 46.
10. Чжоу Жэньфан, Чэнь Яньлинь. Тайцзи-цюань: Общие принципы и практическое применение. — М.: Изд-во «Либрис», 1996. — С. 41.
11. Erickson M., Rossi E. & Rossi S. Hypnotic Realities. The Introduction of Clinical Hypnosis and Forms of Indirect Suggestion. — New York: Irvington Publishers, Inc., 1976.
12. Erickson M., Rossi E. Hypnoterapy. — New York: Irvington Publishers, Inc., 1979.
13. Havens R. The Wisdom of Milton H. Erickson. — New York: Irvington Publishers, Inc., 1985, с. 76–79.
14. Бахтияров О. Деконцентрация // http://www.openmeta.org/openmeta/def_allmaterials