IV). Моральный облик воина
Моральное и этическое воспитание – важная составляющая обучения боевым искусствам. Их движущая сила – это одна из составляющих выхода боевых искусств на мировую арену.
1. Достойная манера поведения
Роль боевых искусств в истории неоценима, они часто являлись орудием межклассовых противостояний. Количество мастеров боевого искусства и уровень их мастерства часто становились решающим фактором борьбы. Глядя на битву при Гуандуне в эпоху Троецарствия или сражение Юэ Фэя в период династии Южная Сун, нельзя недооценивать в них решающую силу боевых искусств. Люди, занимающиеся боевыми искусствами, приносят в общество защиту и порядок, устанавливают свои законов, так же, как сами мастера боевых искусств подчиняются своим законам и правилам. Эти фундаментальные законы и нормы поведения произвели своеобразный прогресс в традиционных устоях, например, положили конец жульничеству торговцев и т. д.
Сегодня правила и законы боевых искусств демонстрируются в основном во время занятий или выступлений, а также в международном объединении мастеров боевых искусств. В общем, можно сказать, что боевые искусства на протяжении многовековой истории Китая являлись одним из центральных факторов развития его государственной структуры и культуры.
Боевые искусства требуют от своих мастеров достойного поведения, честности, скромности и дружелюбия в отношениях с людьми, сплочённости группы и привнесение в общество патриотизма и энтузиазма, мудрости и силы, для того, чтобы продолжать великое дело социализма, но при этом не терять китайской специфики, чтобы каждый обладал высокими идеалами, моралью, культурой и дисциплиной, соответствующей требованиям социализма.
2. Быть примером для других
Наставники в боевых искусствах делают акцент на техники мастеров прошлого и сами берут с них пример. «Наставник – это тот, кто распространяет учение», для учеников наставник то же, что и отец. Об отношениях между учеником и наставником говорят: «Побывав учителем один день, на всю жизнь получаешь уважение, будто ты теперь родной отец», в соответствии с этим учитель является главным примером для подражания, поэтому всегда и во всём должен подавать положительный пример – это одна из наставнических добродетелей. Как говорят в народе: «Если правитель справедлив, то ему будут подчиняться и без принуждения». Наглядный пример лучше наставления.
Действия – показатель боевого искусства учителя, демонстрация мастерства ученику – часть обучения. Показывая, объясняя преподаватель, разжигает в ученике желание учиться, демонстрируя на практике свои умения, наставник также демонстрирует своё знание. К тому же, учитель является и образцом внешнего поведения, что также оказывает на учеников незаметное воздействие.
Поэтому внешний вид, умения, манера поведения – всё это является образцом для подражания учеников. Для этого учителю также необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои навыки. Тот, кто сам не утомим в обучении, научит и других.
3. Строгое соблюдение самодисциплины и законов
Партия имеет партийные законы, государство – национальное законодательство. Законы социалистического общества воплощают в себе стремления и нужды народных масс. Каждому гражданину для пользы общества следует строго соблюдать законы. Для защиты основных законов был составлен свод правил для представителей всех профессий. Для представителей боевых искусств – это гарантии безопасного проведения мероприятий, посвящённых боевым искусствам. Все традиции боевых искусств имеют под собой религиозную или законодательную основу. Каждый вид традиционных боевых искусств имеет свой свод правил, соблюдая которые, ученики смогут вести нормальную общественную жизнь и идти прямым путём. Среди них наибольшее влияние имеет «Десять заповедей Шаолиня», они требуют от учеников строгого соблюдения правил, делать добро и избегать зла, только так можно будет пройти в двери созидания.
Сегодня боевые искусства проникли на спортивные арены, что также требует соблюдения определённых правил. Состязание в боевых искусствах – это массовое мероприятие, участники соревнуются, не обращая внимания на национальные, религиозные, политические или языковые различия, все они выступают за развитие боевых искусств и борются за результат, основываясь на правилах и справедливости судьи. Поэтому каждый участник соревнований ставит соблюдение этих правил превыше всего. Судья на соревнованиях по боевым искусствам руководствуется справедливостью, правилами и судейским кодексом. Создаёт благоприятный климат, равные условия для участников, следит за тем, чтобы они честно выполняли правила, что также является частью правил. Как гласит пословица: «Ничто не может быть достигнуто без норм и правил». Школы и университеты также имеют свои правила, соблюдая которые, можно создать благоприятные условия для обучения. Любые законы призваны к тому, чтобы поддерживать порядок и не допускать хаоса, особенно в отношении того, что касается военного дела. Школы боевых искусств держат строгую дисциплину, не допускают беспорядков, применения силы, так есть сейчас и должно быть в будущем.
4. С радостью помогать другим охранять их благоденствие и здоровье
Историческая летопись «Цзо-чжуань» содержит в себе следующие строки о военной доблести: «Взрослому мужчине-воину следует прекратить военные действия, сохранять спокойствие, а также успокоить граждан». То есть служить мирному урегулированию конфликтов и сохранению спокойствия простых людей.
Конфуций выдвинул «Три добродетели»: мудрость, силу и храбрость. Он говорил: «Не следует пренебрегать долгом ради выгоды». Этими добродетелями руководствовались герои прошлого и подняли их к новым вершинам. Национального героя Южной династии Сун Юэ Фэя, мать с раннего возраста принудила обучаться боевым искусствам и письму, поскольку считала, что и то, и другое пригодится ему в жизни в равной степени. Когда на Чжунъюань напала цзиньская армия, он во главе войска смог дать им отпор и вернуть завоёванные земли. Цзиньская армия был так напугана, что говорила о нём: «Армия под предводительством генерала Юэ Фэя легко пошатнёт горы». Генерал Юэ Фэй получил от императора золотую медаль, но погиб от руки предателя.
В прошлые эпохи благородному мужу следовало отбирать добро у богатых и помогать бедным, быть справедливым и бескорыстным, стремиться помогать людям в трудную минуту, заметив несправедливость, тотчас же выхватывать меч и спешить на выручку пострадавшему, не мириться с позором. Передавать из поколения в поколение национальное чувство гордости. Китайские национальные герои, безусловно, имели высочайшие моральные качества. Большая их часть проявила себя в коллективе, а не самостоятельно, поскольку, только объединившись можно собрать воедино лучшее, что есть в каждом.
Сегодня обучение боевым искусствам основывается на построении отношений между отдельным человеком и группой людей. Забота о других, взаимопомощь – воплощение моральных ценностей коллектива. Встать на защиту другого перед лицом смерти, дать в долг денег, бороться за справедливость с нечестными людьми. Мастера боевых искусств способны помогать людям укреплять здоровье, охранять их покой, сделать их счастливее.