Выполнение техники циши

Раздел 1. Урок 2.

1. Перемещение ног

    

 

Находясь в положении уцзиши, расслабляем левую ногу и переносим полностью вес тела на правую ногу. В результате слегка опускаемся вниз на правую ногу при одновременном освобождении левой ноги и «всплытии» пятки левой ноги в положение готовности к перемещению (левые два рисунка).
Затем левая нога отрывается от пола и легким округлым движением, направленным вверх – влево — в сторону, двигаясь вдоль пола в воздухе, как в жидкой среде, «отплывает» влево на ширину плеч и легко касается пола носком. При «отплытии» левой ноги в сторону отсутствуют какие-либо повороты туловищем, тазобедренным суставом, а также отсутствует специальные (целенаправленное) приседание (центральный рисунок).
Затем «плывем» в левую сторону центром тяжести с одновременным опусканием пятки левой ноги на пол так, чтобы обе ноги оказались равномерно и одинаково загружены весом тела. При этом носки слегка развернуты внутрь таким образом, чтобы воображаемые линии, проходящие через пятку и промежуток между большим и указательным пальцами каждой из стоп, были параллельны (правые два рисунка).
Кроме того, необходимо, чтобы стопы были одинаково загружены в пределах каждой стопы: пятка и носок, внутренняя и наружная сторона стопы; а пальцы поджаты. Пальцы ног как будто «держаться» за пол. Однако важно, чтобы при поджатии пальцев подушечка стопы не отрывались от пола и была также загружена весом тела, как и пальцы.
Здесь важно отметить, что требование «ноги на ширине плеч» существенно отличает в данном случае тайцзицюань от техник «внешнего» ушу и карате. При практических занятиях профессору Мэнь Хуэйфэну задавали вопрос, можно ли ставить ноги существенно шире плеч? На это профессор ответил, что можно, но это не тайцзицюань. По нашему мнению, данное требование имеет под собой вполне понятную физиологическую основу. Действительно, как я писал в одной из статей, в тайцзицюань наряду с прочим осуществляется доступ к так называемому «лифтному» рефлексу, который может быть активирован, только если ноги не расположены слишком широко и не напряжены.
Диафрагма по-прежнему находится в тонусе и немного давит вниз. Как говорят китайцы: «пусть ци заполнит диафрагму до предела». При этом кинестетическое внимание сосредоточено в животе и есть чувство «наполненности» и стекания живота вниз так, что в солнечном сплетении образуется небольшая впадина. Сохраняются тонус диафргамы и впадина на солнечном сплетении. Поясничный отдел позвоночника выпрямлен за счет тонуса диафрагмы, как будто «поджат» вперед — вниз «хвост».


Прежде, чем переходить к описанию перемещения рук, укажем основные требования к состоянию ключиц, плеч, рук и позвоночника. Во всех положениях грудная клетка расслаблена, спина «округла», а руки «натянуты», формирую так называемые «ручные луки». Это достигается одновременным выполнением следующих требований:

  • в ключицах ощущается растягивающее их в стороны усилие;
  • руки в плечевых суставах имеют «намерение» вывернуться вперед, образуя пустоту в подмышечной впадине (как будто под мышкой находится небольшое яйцо), а позвоночник «вплывает» вверх при расслабленной пояснице и поданном вперед-вниз крестце;
  • локти слегка тянутся вниз, как если бы к ним было прикреплено (подвешено) по небольшой гирьке, а запястья «осажены»;
  • в руках возникает интегральное ощущение их натянутости и одновременной связи с ключицами — так называемое состояние «лука» в руках. Термин «осаженные запястья» при его анализе и моделировании обозначает, что в данном положении ментальным усилием (намерением) запястья, но не пальцы, тянутся вниз к полу.

2. Подъем  рук

  

Из положения стойки с ногами на ширине плеч руки при сохранении их натянутости «плывут» вперед от тела таким образом, что в запястьях полностью отсутствует вертикальная составляющая перемещения. На этот момент необходимо обратить особое внимание, так как наша практика обучения показывает, что типичными ошибками являются: а) «безвольная» расслабленность рук вместо их «натянутости»; б) наличие вертикального компонента в начальной фазе перемещения рук. Итак, руки в «натянутом» состоянии плывут в начальной фазе строго вперед и только затем, поскольку плечо есть биомеханически шаровой шарнир, начинают подниматься как «натянутое» целое до уровня плеч, но не выше, разворачиваясь ладонями вниз (левые два рисунка).
В начальной фазе отодвигания рук выполнятся нижний пэн.
Можно предложить и такую метафору для тех, кто еще помнит физику. Плечи в данной технике — точка подвеса маятника, руки — натянутая нить маятника, а к кистям подвешен груз.
В исходном положении Вы как бы мысленно «касаетесь» поверхности земли пальцами рук, а далее, по мере «отодвигания» рук, это чувство прикосновения к земле сохраняется. Таким образом, мы отодвигаем руки от себя, касаясь пальцами поверхности земли, и, в конечном итоге, дотягиваясь руками до горизонта! (Левые два рисунка)

3. Опускание рук

  

Начинаем осаживаться вниз всем телом. При этом и одновременно руки немного сгибаются в локтевых суставах, запястья чуть подтягиваются назад к корпусу, и все это происходит с одновременным небольшим опусканием рук вниз примерно до середины грудной клетки. Т.е.: опускание тела, сгибание в локтях, подтягивание запястий, опусакние рук — все это осуществляется одновременно и согласовано. Таким образом выполняется Ань (Да Ань — «большой» или «далекий от тела» Ань).
При дальнейшем осаживании тела руки продолжают давить вниз с предплечьями, параллельными поверхности земли. Ноги сгибаются до положения, когда между задней поверхностью бедра и голенью образуетсяя угол не более 135о. Руки опускаются до уровня даньтяня, но не ниже. Таким образом выполняется Да Цай («большой» или «далекий от тела» Цай).
При Да ань и Да цай локти не растопыриваются в стороны, находятся над коленными суставами. Осаживание локтей и коленей происходит согласовано.
Иными словами, при осаживании вниз необходимо соблюдать определенную координацию локтей и коленей так, как будто они связаны между собой тягами (каждый локоть и каждое колено). При этом одновременно и локти, и колени связаны с даньтянем, расположенным чуть ниже пупка в районе центра тяжести тела. Таким образом, контрольные точки процесса опускания можно представить в виде пирамиды, в основании которой находится прямоугольник с углами — локти и колени, а вершина расположена в даньтяне. Если опускание данных пяти точек происходит согласованно, то возникает ощущение целостности движения, а со стороны наблюдателю кажется, что вы управляете движением от даньтяня.


4. Ошибочное выполнение данной техники со слишком сведенными внутрь или растопыренными локтями показано ниже.
Так делать не следует!